Презентация к выступлению на педсовете Компетентностный подход в образовании


Компетентностный подход в образованииИ методика проведения уроков английского языка ( Воронухина Г.Б.)УВК № 362014 Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:политические и социальные компетенции — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.межкультурные компетенции — способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;коммуникативная компетенция — определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;социально-информационная компетенция — характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования. К числу основных принципов можно отнести следующие положения:· смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.· содержание образования представляет собой дидактически адаптированный опыт решения политических и иных проблем;· смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;· оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.  Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. С этой точки зрения цели школьного образования заключаются в следующем:научить учиться, т. е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;·научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные проблемы;· научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т. е. решать аналитические проблемы;· научить ориентироваться в мире духовных ценностей;· научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;·научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;·научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования. учебная компетенция определяет непосредственно процесс управления учебной деятельностью и включает в себя четыре компонента:— базовый/технологический, т. е. владение стратегиями и приемами учебной деятельности;— деятельностный, т. е. учебную компетенцию, самоуправление учебной деятельностью от постановки цели до самоконтроля ее результата; — личностный, т. е. принятие независимых решений относительно учебной деятельности;— конструктивный, т. е. адаптивность учебной деятельности к различным ситуациям, свободу к творчеству, накопление индивидуального опыта. Важным компонентом при данном подходе является акцентуация внимания на учебных материалах, используемых в учебном процессе. Согласно требованиям компетентностно-ориентированного подхода материалы должны удовлетворять ряду требований, а именно:· новый учебный материал по иностранному языку должен быть адаптирован к опыту учащихся и снабжен примерами и сравнениями разного типа сложности, с использованием сравнения с родным языком обучаемых, и постоянно поощряться такими сопоставлениями;· учебные тексты по возможности должны представляться в двух вариантах: развернутом и свернутом, чтобы учащиеся разной степени адаптированности имели возможность выбора посильного варианта;· все задания должны снабжаться четкими проблемными установками, которые будут активизировать сознание и не будут сводиться только к запоминанию;· идея «методического плюрализма» должна также широко использоваться и давать возможность выбирать задания приемлемой сложности. Нужен компетентный ответ на следующие вопросы:Не противоречит ли компетентностный подход принципу научности в образовании?Не приведет ли ориентация содержания образования на формирование компетентностей к обеднению системы научных знаний по учебным предметам и дисциплинам?Возможно ли формирование компетенций у школьников?Какие технологии образования могут быть использованы при формировании ключевых компетентностей?Оправдано ли на практике заменить традиционные способы оценки учебных достижений обучаемых мониторингом профессионально-образовательного процесса и развития личности?  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. Использование компьютерных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования, т.к. урок с использованием компьютерных технологий - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.Благодаря компьютеру в процессе обучения происходит перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность учащихся, активизируется их учебная деятельность, приоритет отдается таким формам обучения, как самостоятельная работа и самообучение.При использовании ИКТ наглядность расширяет свои возможности. Средства ИКТ существенно повышают качество представления визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Разнообразие интерактивных и анимированных видеофрагментов, аудиозаписи, анимации, разнообразные интерактивные тесты помогут учителю не только интересно и грамотно выстроить урок, но и проконтролировать все четыре вида речевой деятельности. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Урок – это основная форма работы в школе. Урок не должен превращаться в механическое выполнение упражнений, направленных на заучивание лексики, формирование навыков чтения, закрепления грамматических структур. На занятиях необходимо задействовать не только интеллектуальный потенциал, но и эмоциональную сферу, принимая во внимание интересы и потребности детей, делая процесс обучения привлекательным и радостным.Театральные постановки помогают создать фундамент для дальнейшей учебной деятельности. Урок становится красочным и незабываемым, а все выполняемые упражнения будут элементами сказки.