Презентация опыта работы по теме: Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе как способ формирования УУД


ПРЕЗЕНТАЦИЯ опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Криволучье – Ивановской СОШ Фоминой Светланы Александровны по теме: «Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе как способ формирования универсальных учебных действий» Аналитическое обоснование педагогического опытацелью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Происходит изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формирования умения учиться, то есть ключевой компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. При этом приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования; актуальной задачей становится развитие универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Между тем, существует ряд противоречий между новыми социальными запросами общества к системе образования и острыми проблемами школьного обучения – низким уровнем учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность; недостаточной сформированностью общепознавательных и логических действий. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. На мой взгляд, именно личностно – ориентированный подход как системообразующее звено определяет методологическую основу преподавания русского языка и литературы. Поскольку русский язык – это не только предмет изучения, но и средство изучения всех учебных предметов, то личностно – ориентированный подход на деятельностной основе создает условия для реализации метапредметной функции русского языка в школьном образовании, что, в свою очередь, позволяет решать задачи развития личностного потенциала учащихся на основе формирования универсальных учебных действий: метапредметных, личностных, регулятивных, познавательных Актуальность опыта личностно – ориентированного обучения по сравнению с традиционным обусловлена тем, что:в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образованияличностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологиейметодическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процессапозволяет решать задачи развития личностного потенциала учащихся на основе формирования универсальных учебных действийотвечает новым социальным запросам общества и определяется современной Программы развития УУД Педагогическая идея опыта Теоретико – методологической основой опыта моей работы являются педагогические идеи современного личностно – ориентированного образования И.С. Якиманской, М.И.Лукьяновой, А.В. Петровского, Н.А. Афанасьевой , В.В.Шогана и других исследователей, основанные на гуманистическом, ценностном отношении к детям, противостоянии авторитарному, обезличенному подходу к ученику в технологии традиционного обучения, создании условий для творчества и самоактуализации личности. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития. Ориентируясь на ценный опыт педагогов-ученых, я определила такие идеи собственного педагогического опыта, как:идею гуманизации, предполагающейиндивидуализацию и дифференциацию учебного процессаидею преемственности обучения, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащениеидею сотрудничества педагога и школьников, позволяющего выстраивать творческий образовательный процесс в форме диалога Новизна опыта:создание новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников разработка моделей уроков с использованием личностно-ориентированных технологий, подготовка методических материалов и рекомендаций Решаемая проблема:Главный вопрос: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”Противоречие: между групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.Суть проблемы: поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы  в классе, так и  самостоятельной работы во внеурочное время.Цель обучения:создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Задачи:1.Сформировать у учащихся систему научных знаний, помочь в освоении ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта; развить стремление к речевому самосовершенствованию. 2.Оказать помощь учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.3.Содействовать в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства, то есть развитии универсальных учебных действий (УУД). 4. Помочь ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности в обществе. В реализации поставленных задач мне помогают современные технологии ЛОО:Здоровьесберегающие технологии( по Смирнову Н.К. и Базарнову В.Ф.) Цель: развитие личности учащихся при условии сохранения психического и физического здоровья. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (автор ЯкиманскаяИ.С.)Цель: создать условия для раскрытия и использования субъектного опыта каждого ученика, становления личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.Информационно-коммуникационные технологии ( по Г.К. Селевко)Цель: способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности с целью формирования информационной культуры, грамотности, компетентности ученика; учебной мотивации и интереса к преподаваемым предметам (в частности, к русскому языку и литературе) . Современные технологии ЛООТехнология социального проекта «Гражданин». Цель: сформировать активную жизненную позицию через деятельное освоение явлений социально-экономического спектраТехнология развития исследовательских навыков. Цель: способствовать формированию у учащихся таких компетентностей, как познавательная, коммуникативная; развивать исследовательский тип мышления; теоретические и практические навыки исследовательской деятельности. Результаты использования СОТ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название технологииРезультаты использованияЗдоровьесберегающие технологииПовышение качества обученности; усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения; снижается переутомление; возрастает интерес к изучаемому. Представление опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» в рамках «круглого стола» на курсах СИПКРО.Информационно-коммуникационные технологииРост уровня сформированности УУД; расширение объема учебной информации; самореализация и саморазвитие личности ученика;Разработка презентаций к урокам, мастер-классам по актуальным проблемам обучения. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название технологииРезультаты использования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название технологииРезультаты использованияТехнология личностно-ориентированного развивающего обучения (автор Якиманская И.С.)Высокий уровень результативности (ЕГЭ, качества творческих работ); обобщение опыта и публикация научно-методической статьи «Личностно-ориентированный подход при изучении литературы»;публикация учебного пособия «Научись писать эссе по обществознанию»;Разработка системы уроков по изучению личности писателей на основе технологии Якиманской И.С.(Всероссийский конкурс «Современный урок»-Диплом 1 степени)Технология социального проекта «Гражданин»Создание социальных проектов: «Спортивное будущее нашего села»( районный и окружной конкурс социальных проектов – Диплом 3 степени; «История нашего села в миниатюре» – Диплом 3 степени; «Сквер памяти нашего села»( Диплом 3 степени)Технология развития исследовательских навыковНаучно-исследовательские работы по историческому и лингвистическому краеведению (Дипломы 1 степени на всех уровнях: от районного до всероссийского) Результативность учебной деятельностиМетодика определения поуровневой и средней обученности учащихся(автор В.Н.Максимова)Результативность усвоения отдельно взятой темы по русскому языку{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Уровни обученностиВопросы диагностической работыкоэффициент9 класс (С/ п предложения)10 класс(Стили речи)11 класс(Односоставные предложения)1Репродуктивный1,20,80,90,90,92Алгоритмический(частично поисковый)3,40,70,720,740,763Эвристический( творческий)5,60,60,610,620,654Средний коэффициент обученности1 -60,70,720,750,77 Методика определения уровня сформированности общеучебных универсальных действий (автор Репкин Г.В.)Уровни усвоения:1.Отсутствие учебных действий2.Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем3.Неадекватный перенос учебных действий4.Адекватный перенос учебных действий5.Самостоятельное построение учебных действий 6.Обобщение учебных действий.До 3-х баллов – низкийОт 3 до 4 – среднийОт 5 до 6 - высокий Методика определения уровня обученности (автор Третьяков П.И){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}годпредметуспеваемость( в %)уровень обученности(в %)Качество обученности(в %)2013-2014русский языклитература10010076808688историяобществознание1001007777,58787,52014-2015русский языклитература10010077,281,586,589историяобществознание10010077,67888882015-2016русский языклитература10010078828790историяобществознание10010079808990 Динамика уровня обученности за последние три года 2013-2014 2014-2015 2015-2016 Анализ полученных результатов свидетельствует: За последние три года успеваемость учащихся по русскому языку, литературе, истории и обществознанию составляет 100%; Наблюдается динамика уровня обученности: по русскому языку - с 76% до 79%;по литературе – с 80% до 82%;по истории – с 77% до 79%;по обществознанию – с 87,5% до 90%. Диагностический мониторинг позволяет управлять качеством образовательного процесса ( от целей до результата).