Обобщение опыта работы Сиситемно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе


Из опыта работы Крапивиной Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ Носковская школаСистемно – деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе - вооружить выпускника фиксированным набором знаний, - сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; -сформировать способность к самоизменению и самореализации.Современные образовательные цели:-включение детей в деятельность;-создание благоприятных условий для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов;-обеспечение прохождения всех необходимых этапов усвоения понятий.Основные задачи современного образования: 1. Формирование способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию;2.Формирование гражданской ответственности;3.Формирование нравственности, культуры поведения;4.Развитие у учащихся ценностного отношения к знаниям;5.Развитие творческих способностей;6. Формирование способностей к успешной социализации в обществе.Задачи современного учителя: Применение системно-деятельностного подхода позволяет организовать образовательный процесс на развитие личности, мотивированной к самообразованию и обладающей достаточными навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учитель – конструктор новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование учащимися обобщенных способов деятельности и создание ими собственных продуктов в освоении знаний.Потеря интереса к предметам, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, отсутствие восприятия целостной картины мира, неумение управлять учебной деятельностью.Есть потребность в новых знаниях, способах организации образовательной деятельности, методиках, приёмах, технологиях, необходимых для решения проблемы.Противоречия: Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем ( в том числе познавательных, исследовательских, проектных)Цель педагогического опыта : представить свою систему работы по организации познавательной деятельности обучающихся при обучении русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подходаЗадачи: внедрить в образовательную практику методы, приёмы и способы организации образовательной деятельности, основанные на системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании; усилить метапредметную составляющую содержания обучения Принципы построения обучения в СДПДеятельностиНепрерывности Целостности Минимакса Психологической комфортности Вариативности Творчества Применение развивающих технологий, которые способствуют эффективности усвоения знаний учащимися, формируют у обучающихся интерес к русскому языку и литературе:проблемное обучениеразвитие критического мышленияКоллективная, групповая, парная система обучениядифференцированное обучениепроектная деятельностьинформационно-коммуникационные технологииСпособы достижения результата Технология развития критического мышленияСтруктура проблемного обученияСоздание проблемных ситуаций Проблемное изложение материала Художественное отображение действительности Домашние проблемные задания Трёхфазная структура урокаосмыслениеВызов Рефлексия ИКТ на урокеПоиск материалов в Интернете Работа с материалами web-сайтовпрезентацииВиртуальные экскурсии Создание проектов Дидактические материалыПроекты DVDЭлектронные учебники До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.Уильям А. Уорд Примеры заданий при системно-деятельностном подходеВведение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. Урок по теме «Источники фразеологизмов» 6 классУчитель приносит в класс ящик и говорит, что это «Ящик Пандоры». Будем ли мы его открывать? Что хранится в ящике Пандоры Формирование компетенции разрешения проблемТема: Орфограммы в корнях словВведение в проблемуВаша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата.Формулировка заданияИсправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.Худ абед, коли хлеба нет.Красна рика биригами, абед-пирагами.Линиваму всигда празник.Источник информацииОрфографический словарь.Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.Форма предъявления(модельный ответ)Худ обед, коли хлеба нет.Красна река берегами, обед - пирогами.Ленивому всегда праздник. Каждая найденная ошибка – 1 балл.Максимальное количество - 10 балловКомпетентностно-ориентированные задания (КОЗ) В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи.Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами». Сочинение-миниатюра.Используя подготовленные вами материалы, опишите, что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи «осень», «небо», «лес,»и « река»)КОЗ 6 класс Проект при изучении раздела «Лексика» в 6 классе. История одного словаПроект по литературе 5 класс«Русские народные сказки»Проект по русскому языку 5 класс «Энциклопедия слова «Мороз»Иллюстрации к рассказам Антона Павловича Чехова. Электронный альбомГерои басен И.А.Крылова. Электронный альбомПроекты Результаты литература русский язык