Презентация Индивидуальный образовательный маршрут как средство становления личностных достижений старшего школьника


Индивидуальный образовательный маршрут как средство становления личностных достижений старшего школьникаАвтор: Гутарина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы г. Тамбов 2012Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус» Объект исследованияИндивидуальные образовательные потребности обучающихся.Предмет исследования Становление личностных достижений старшего школьника на основе проектирования индивидуального образовательного маршрута. Современное общество стремительно меняется. Информатизация поглощает все мировое пространство. Изменяются и требования к людям, вступающим в это общество. Молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания. Без способности к самоанализу и постоянному саморазвитию нельзя занять достойное место в современном обществе.Анализ ситуации в образовании Психологи утверждают, что мы усваиваем:10% от того, что мы читаем20% от того, что мы слышим30% от того, что мы видим50% от того, что мы видим и слышим70% от того, что мы обсуждаем с другими80% от того, что мы пережили сами95% от того, чему мы научили другогоИнформация и знание – это не одно и то же.Нужно научить превращать информацию в знание.Необходимо изменить организацию процесса познания.Необходимо полученную информацию осмысливать, понимать, сопоставлять, систематизировать. И сделать это должен САМ ученик. Анализ ситуации в образовании ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Кадетское образование без границ»Главная цель – создать условия для перехода на новое качество образования, обеспечивающего учебную успешность и позитивную социализацию каждого кадета. ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус» - это инновационное учебное заведение. Миссия кадетского корпуса - обучение и воспитание граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.Мы видим наших выпускников на военной, государственной, муниципальной службе на благо Отчизны. Это будущее требует не столько набора классических знаний, сколько открытой коммуникации, умения принять вызов, привлечь успех. Кадеты должны:иметь не просто определенный запас знаний, а постоянно быть в курсе всех новейших достижений и быть способными к их принятию, т.е. к непрерывному саморазвитию;уметь быстро анализировать ситуацию (соотносить теорию с практикой);уметь находить нестандартные решения.Кроме того, реструктуризация вооруженных сил в нашей стране требует быть готовым к постоянным переменам, в том числе и в профессиональной деятельности. Следовательно, чтобы быть востребованным в обществе, необходимо быть всесторонне развитым человеком.Развитию всех этих качеств в полной мере способствует выбор индивидуального образовательного маршрута ПроблемаКаким образом привести в действие резервы повышения эффективности обучения, которые зависят от ученика, и добиться, чтобы усилия каждого ученика стали более результативными? ОжиданияЕсли включить старшеклассников в процедуру разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, то способность и готовность их к самоопределению в социуме и осознанному , ответственному выбору собственных жизненных позиций возрастут и каждый обучающийся станет успешнее.
Цель проекта Сконструировать модель становления личностных достижений старшего школьника в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута. Задачи проектаИзучить методологию проблемы.Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей обучающихся.Определить элементы содержания и требования к уровню подготовки, а также возможные направления самостоятельной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся в процессе изучения тем русского языка и литературы.Организовать деятельность учащихся по выбору и составлению индивидуального образовательного маршрута.Составить сводную таблицу потребностей учащихся.Оценить эффективность применения данной технологии и провести корректировку деятельности согласно полученным результатам. реальным состоянием выпускников склонностями и потребностями отдельных обучающихсятрадиционной ориентацией образовательного процессамежду объективной потребностью общества в свободной, социально ответственной личностимежду массовостью школы потребностью старшего школьника в становлении его личностных достиженийиПротиворечия



Этапы реализации проектаПодготовительный:актуализация темы проекта,определение целей и задач,анкетирование.Сентябрь – октябрь 2011 года.Исследовательский:изучение теоретической базы и научной литературы; работа с литературно-критическим материалом, Интернет-ресурсами;отбор технологий, применение которых обеспечит успешное выстраивание ИОМ для обучающихся;текстовые исследования;краеведческая работа.Ноябрь 2011 года Этапы реализации проектаВнедренческий:проведение уроков с элементами исследовательской деятельности;проведение лабораторных работ по русскому языку;разработка и защита проектов по предметам;выступления на конференциях;ведение курса «Основы моделирования ученического проекта».Декабрь 2011 года – сентябрь 2012 годаАналитический:анализ проделанной работы по проекту;выявление наиболее эффективных методов и приемов работы;обобщение опыта;итоги работы над проектом.Октябрь 2012 года Методы исследованияИзучение и анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы и нормативных документов по проблеме внедрения ИОМ в учебный процесс и внеурочную деятельность, поиск информации в сети Internet.Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий на уроках русского языка и литературы.Моделирование и проектирование педагогического эксперимента.Педагогический эксперимент.Наблюдение, сравнение, обобщение, качественный и количественный анализ умений обучающихся.Анкетирование, беседа. Планируемые результаты: развитие информационной компетентности обучающихся;положительная динамика в достижениях по учебным предметам;выработка умений и навыков самостоятельной работы;формирование умений применять знания для решения конкретных практических задач;развитие личностных качеств ученика;формирование умения рационального распределения времени, соблюдение режима труда и активного отдыха;для групп продвинутого уровня — овладение обучающимися методологическими знаниями, общеучебными умениями и общенаучными методами познания, позволяющими решать задачи творческого характера, вести исследовательскую работу;для групп базового уровня — достижение всеми обучающимися обязательных результатов обучения;для педагогов — создание методических комплексов для работы с отдельными группами обучающихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал). НовизнаОбоснована возможность воплощения идей индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов в пределах тем курса, у них есть возможность выбора, а выбор – это прогноз на успех, ситуацию успеха.
Реализация проекта«Чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения» И. Лернер Показатели достижения результатов и способов диагностикиположительная динамика качества знаний по предмету;успешное участие кадет в конкурсах, конференциях, интеллектуальных состязаниях, олимпиадах. Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.Реализация проектаИсследовательская деятельностьУчебно-исследовательскаяВнеурочная научно-исследовательская Реализация проектаУчебно-исследовательская деятельность - процесс решения научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.Внеурочная научно-исследовательская деятельность предполагает широкие возможности для реализации творческого потенциала.1 уровень. Учитель ставит проблему и намечает пути ее решения. Решение ищут учащиеся.2 уровень. Учитель ставит проблему, а пути решения и само решение ищут ученики.3 уровень. Постановка проблемы, поиск методов и способов решения осуществляется учащимися самостоятельно. Реализация проектаОрганизация исследовательской деятельности в учебном процессеПрименение исследовательского метода обученияПроведение учебного экспериментаДомашние задания исследовательского характераИспользование проектной методикиПроведение нестандартных уроков Реализация проектаОрганизация внеурочной научно-исследовательской деятельностиПроведение ежегодной областной конференции исследовательских работ «Клеймёновские чтения»Работа над проектами и рефератами межпредметного содержанияУчастие в городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях большие временные затраты при подготовке, поиске нестандартных заданий, изготовлении новых дидактических материалов, выборе и изучении литературыотсутствие общешкольной педагогической системы в применении исследовательской методикинеустойчивость в выборе профиля(или нескольких профилей)Трудности Методическая системаПрименяемые технологии:ИКТтехнология проблемного обучениятехнология развивающего обучениятехнология развития критического мышленияличностно-ориентированный подходприемы дифференцированного обученияпроектная технология Особое внимание уделяется развитию информационной компетентности (т.е. умению работать с информацией) Методическая системаРабота с информациейПолученные умения применимы по всем учебным предметам РезультативностьПолученные образовательные результатыКачество знанийПрофессиональное самоопределениеАнкетыТворческие способностиРазвитие общеучебных уменийОтношение к предметуПроектно-исследовательская деятельностьМотивация к обучению Индивидуальный образовательный маршрутОткрытие Клуба юных полярниковИсследовательская работа «Развитие эпистолярного жанра в письмах капитана Татаринова в романе В. Каверина Всероссийский конкурс «Арктика- «Два капитана»» притягательная загадка»«Клеймёновские чтения» Размещение работы в сети ИнтернетВсероссийская научно-практическая конференция «Науки юношей питают» ВыводыРеализация проекта способствовала развитию умений:Самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтрольУчебно-познавательная компетентностьСамостоятельно искать, анализировать и систематизировать информациюСотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, команды, обмениваться информациейАнализировать свои достижения и ошибки, критически оценивать результаты своей деятельностиИнформационная компетентностьКоммуникативная компетентностьКомпетенция личностного самосовершенствования



Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут развивает у обучающихся основные ключевые компетенции, что повышает качество образования, позволяет сформировать личность, способную к саморазвитию и самообразованию, способную занять достойное место в современном обществе и в профессиональной деятельности. Следовательно, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.Выводы Информационные ресурсы1. Анцупов С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.2. Артемова Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.3. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина //Завуч. - 2004. - №6. 4. Журавлева К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.5. Зубарева Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.6. Макотрова Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.7. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru8. Рейндольф Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.9. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.