Работа с гиперактивными детьми


30 октября 2012 «Помощь классного руководителя в адаптации гиперактивных детей к социальному окружению». Психолог Мазурчак Татьяна Евгеньевна Фильм «Приключения Электроника». «-Урий, Урий, где у него кнопка? Как им управлять?-У него нет кнопки. С ним надо просто подружиться». Критерии гиперактивности: Дефицит активного внимания.Трудно долго удерживать внимание (5-15 мин)«Не слышит»С энтузиазмом берется за здание, но не заканчивает его,Трудности в организации, часто теряет вещи, Избегает «скучных» заданий, (что не может, то скучно)Часто бывает забывчив, (инф. не переводиться в долговременную память)Двигательная расторможенность:Постоянно ерзает,Постоянно в движении (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает…)Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве,Часто говорливИмпульсивность:Начинает отвечать, не дослушав вопроса,Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает,Низкая концентрация внимания,Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами,При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, томожно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, которого вы наблюдаете гиперактивен.Направления работы: С учителями:Разъяснения причинОбучение способам взаимодействияОбучение способам отслеживания поло-жительной динамикиПоддержка учителей Работа с ребенкомУменьшение уровня тревожности,Повышение самооценки,Обучение способам разрядки отрицательных эмоций (гнева),Развитие дефицитарных функций (вни-мания, двигательного контроля)Обучение правилам бесконфликтного общения С родителямиРекомендация обратиться к специалисту Разъяснение причинОбучение способам взаимодействияПоддержка родителей (часто умень-шение тревожности и чувства вины) Причины гиперактивности: Осложнение экологической ситуации большого города, загрязнение окр. среды.Здоровье будущей мамы (вредные привычки, применение антибиотиков и др. лекарств во время беременности).Желанный или не желанный ребенок (женщинам, которые в период беременности брали направление на аборт, а потом передумали, приходится сталкиваться с трудностями воспитания г/ ребенка).Рост психоэмоциональных перегрузок.Ухудшение социально-экономического состояния населения (родителям некогда заниматься детьми, у них существуют более важные дела).Усиление внутрисемейной напряженности. Если раньше семья в основном сталкивалась с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более важны проблемы внутренние: напряженные отношения и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В тои время, как внешне проблемы нередко сплачивают и укрепляют семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее.Распространение асоциальной тенденции в обществе. Сила, агрессия, грубость- более привлекательны.Резус – конфликт крови матери и плода.Асфиксия, родовая травма (как правило, смещение одного или более шейных позвонков), стимуляция родов, кесарево сечение, нарушение самого процесса рождения ребенка.Тяжелые заболевания в грудном раннем возрасте.Наследственность Мудрые мысли «Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». Эрма Бомбек.«Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой». Антоний Регульский. Динамика трудностей г/а детей: Дошкольный возраст: гипервозбудимость.Младший школьный возраст: Двигательная расторможенность,Моторная неловкость,Повышенная утомляемость,Инфантилизм,ИмпульсивностьСредний школьный возраст:Трудности обученияОтклонения поведения,Агрессивность.Старший школьник:Довиантное поведениеГрубость, агрессия, Социальная дезадаптацияХимические зависимости (алкоголь, никотин),Увеличиваются трудности обучения,Личностные расстройства, Развитие собственной рефлексии, обучение ребенка конструктивным способам разрядки отрицательных эмоций. Неумение воспитывать в детях навыки управления отрицательными эмоциями. №3. Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список, что должен контролировать родитель (сегодня, завтра, через неделю). Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. №2. Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по «душам». Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого подарками, игрушками или медикаментозным лечением. №1. Пути преодоления Содержание № Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка: Три направления работы с родителями и учителями. Поведенческие нарушения делают ребенка не приспособленным к общепринятым стандартам социальных требований, служат источником непонимания, непринятия и недовольства со стороны окружающих. Это и есть три направления работы с родителями, учителями. Непонимание- разъяснение причин, динамики, последствий гиперактивности. Существует такой прием, как – составление родителями списка беспокоящих форм поведения ребенка, с последующим совместным анализом с психологом. Пример: родитель сформировал свои жалобы: «не любит выносить мусор», «не любит когда ему делают замечания», «не всегда слушает старших», «не сразу бросает игру и идет кушать когда его позовут», и т.п. Письменное составление списка позволяет родителям более критически их осмыслить, и отказаться от значительной части претензий, обусловленных родительским перфекционизмом или излишней тревожностью. Это эффективно разбирать на классе для родителей. Обязательно родителей ребенка с г/а я приглашаю в родительский класс.Непринятия- научить принципам безусловного принятия своего ребенка родителей (ЭТО ОСНОВНОЕ – сначала установление контакта с ребенком , а затем коррекция поведения) , увеличить степень принятия ребенка педагогом(10 качеств, кот. нравятся вам в ребенке, отслеживать позитивные поступки, обращать меньше внимания на негативные и делать это «тета-тет»). Консультирование родителей и учителей на предмет разрядки отрицательных эмоций в отношении этого ребенка, с целью уменьшения недовольства. Рекомендации по конструктивному взаимодействию с г/а детьим ПедагогамРодителям Открытое письмо гиперактивных детей к учителям: Дорогие учителя!Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любим:Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы многое можем!Не давайте нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!А вообще - запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других детей. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, спокойным и уравновешенным, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача и для родителей и для педагогов, но конечно им нужна в этом помощь психологов. Фильм «Приключения Электроника». «-Урий, Урий, где у него кнопка? Как им управлять?-У него нет кнопки. С ним надо просто подружиться».