«Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности через ознакомление с историей семьи»


Итоговый педагогический совет«Формирование начал патриотизмаи чувства гражданственностичерез ознакомление с историей семьи»МБДОУ ДС № 43, Свердлова, 4Группа №3 для детей с ОВЗУчитель-дефектолог: Зверева Лариса АлександровнаОзёрск, 2015 Патриотизм -  Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.Гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.Семья – это «исторически сложившаяся конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Значение темыНравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений. Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре, в том числе о государственной символике, являющейся частью истории и культуры страны.Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Дошкольники ещё не разбираются в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для них важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, знать государственную символику своей страны. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать, и как объект социальной действительности, носителя многовекового опыта традиций и обычаев. Именно по этой причине формирование нравственности начинается с культивирования семейных ценностей и традиций. В поисках наиболее эффективных путей решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогики, а именно к наследию американского педагога Джона Дьюи. Его идеи отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Именно эта форма совместной деятельности показалась нам наиболее подходящей в данном случае. Педагогами группы был разработан долгосрочный проект , призванный постепенно и поэтапно сформировать гражданскую позицию ребёнка и укрепить связи семьи и детского сада Основатель теории проектной деятельностиДжон Дьюи - родился близ Берлингтона (штат Вермонт) 20 октября 1859 года, американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.Как иногда утверждается, «философия Дьюи» очень популярна в США, и 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.  МДОУ Детский сад №43, ул. Свердлова,4  Педагогический проект«Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Авторы проекта: Зверева Л. А.Лазарева О. М.Лебедева Н. И. Группа №3Целевая аудитория: дети группы, родителиСрок реализации: 3годаг. Озёрск, 2015 Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края. Задачи: Формирование нравственно-патриотических качеств через проектную деятельность проходит в несколько этапов:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 этапСредняя группаФормирование представлений о семье, близких родственниках, родовых корнях, своём доме.Проект «История моей семьи»2 этапСтаршая группаФормирование представлений о городе, родном крае. Проект «Мой родной город»3 этапПодготовительная группаЗакрепление знаний о семье, городе, родном крае. Формирование представлений о стране, о месте России в мире. Проект «Моя Родина-Россия» Проект «История моей семьи»Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.Однако, побеседовав с детьми и проведя анкетирование с родителями воспитанников, выяснилось, что они мало знают и не интересуются изучением истории своей семьи, города, Родины. Дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней, того, что близко, знакомо и понятно. Проект «История моей семьи», создавался для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. В рамках проекта ведётся работа по расширению представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье. На занятиях, в процессе индивидуальных бесед, в повседневной жизни необходимо объяснять детям, что они являются одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или сестрами. Целесообразно дать ребятам представление о том, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Это поможет ребятам усвоить не только имена, но и отчества их родителей; понять, что дедушки являются отцами мам и пап, что такое отчество, как оно образуется. Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей, мы учитывали календарные и государственные праздники, такие как День матери, который отмечается в последние выходные ноября, День защитника Отечества, Международный женский день, Международный день семьи, который приходится на 15 мая. Представляю вашему вниманию содержание работы по проекту «История моей семьи» Из плана реализации видно, что в процессе задействованы все педагоги группы, музыкальный руководитель и родители. Материал не перегружает детей, так как планируется дозировано , 1 тематическое мероприятие в неделю. . Проект «История моей семьи»Хотелось бы предостеречь педагогов от некоторых методических ошибок, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с семьей. Обязательно следует учитывать региональные и культурные особенности, а также индивидуальную ситуацию в семье каждого ребенка. От выявленных обстоятельств зависит и то определение семьи, которое дают детям. В большинстве случаев не следует внушать детям, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. В этом возрасте у детей еще отсутствуют четкие представления о том, что такое семья, кто такие члены семьи. Кроме того, в силу определенных возрастных особенностей развития мышления дети 4–5 лет любую информацию воспринимают, как правило, прямолинейно. В результате ребенок может считать членами своей семьи соседей по квартире, а бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, живущих отдельно, напротив, исключает из состава своей семьи. В связи с этим воспитателю необходимо тщательно продумывать и отбирать содержание материала как для фронтальных занятий, так и индивидуальных бесед о семье. Анкета для родителей. ФИО родителя Знает ли ваш ребёнок Имена, Отчества родителей, бабушек, дедушек, других родственников?Ваш ребёнок знает о том кто кому кем приходиться? Генеалогическое древо вашей семьи, есть ли оно у Вас? Какие традиции существуют в Вашей семье? Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье? Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья? Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи? Беседуете ли вы с ребёнком о патриотизме, о ветеранах и подвигах ВОВ?Беседуете ли вы с ребёнком об истории страны, города, в котором живёте? Анализ анкет Проект «История моей семьи» Паспорт проекта «История моей семьи» средней группы ПроблемаНедостаточный объём знаний у детей о старших поколениях своей семьи.ЦельРасширить представление детей о родовых корнях семьи.ПричиныСлабый интерес к истории семьи, предкам.Недостаточное поступление информации детям о родственниках старших поколений.ЗадачиСоздание условий для усвоения понятия «семья».Повышение интереса детей к истории семьи.Пополнение объема знаний детей о нескольких поколениях своей семьи.Обогащение детско – родительских отношений опытом совместной деятельности.Воспитание любви, уважения, внимательного отношения к членам семьи.ТемаНравственно-патриотическое воспитаниеНазвание проекта«История моей семьи»Тип проектаИнформационно - практико - ориентированный; долгосрочный, групповой, межпредметный. Государственные и календарные праздникиДень матери 29 ноябряДень защитника Отечества 23 февраляМеждународный женский день 8 мартаМеждународный день семьи 15 мая Проект «История моей семьи»     МесяцДействия по реализации проектаОтветственныеСентябрь- октябрь1. Оформление раздела портфолио группы «Мы путешественники»;2. Беседа «У нас дружная семья»;3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» ;4. Рассматривание картин из серии «Моя семья», семейных фотографий. (Приложение № 1)5. Чтение художественной литературы «Как Вовка бабушек выручал» А. Барто;6. НОД «Как Маша семью одевала»Воспитатели, учитель-дефектолог, родителиНоябрь – декабрь29 ноября – День матери1. Беседы «О мамочке милой моей»,«Мамы моих родителей»,«Именины»,«Откуда произошли фамилии»;2. Тематический день «Старость надо уважать»;3. НОД «Права и обязанности в семье»;4. Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки о семье, подборка стихов;5. Разучивание стихов в семейном кругу;6. Составление картотеки «Знакомство с народной мудростью»;Воспитатели, учитель-дефектолог, родители Проект «История моей семьи»     Январь - февраль1. Беседы «Любимое бабушкино занятие»,«Увлечения нашей семьи»;2. Родительское собрание «Семейные традиции» (Приложение № 2)3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (новоселье);4. Чтение художественной литературы «У бабушки дрожат руки» В.А. Сухомлинский;5. Лепка «Бабушкины сказки»;6. Конструирование «Карандашница для папы»;7. Семейный праздник «А ну-ка папы» (Приложение № 3)8. Выставка совместных работ «Мы с папой лучшие друзья»;9. Семейный субботник «Зимние постройки» (Приложение № 4)Воспитатели, родители,Музыкальный руководитель, учитель-дефектологМарт – апрель1. Беседа «История моей семьи»;2. Выставка поделок и совместных работ «Семейные увлечения» (Приложение № 5)3. Выпуск фотогазеты «Женщины нашей семьи»;4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (подготовка к празднику 8 Марта);5. Продуктивная деятельность «Конфетница для мамочки»;6. Встреча с интересными людьми «История моей бабушки (дедушки)»;7. НОД «Коли семья вместе, то и душа на месте». (Приложение № 6Воспитатели, родителиучитель-дефектологМай15 мая – Международный день семьи1. Беседа о ветеранах ВОВ – прабабушках и прадедушках (Приложение № 7)2. Продуктивная деятельность «Подарки близким людям»;3. Оформление фотоальбома, выпуск плаката «Помним, ценим»;4. Составление генеалогического древа семьи. Воспитатели, родителиучитель-дефектолог Проект «История моей семьи»Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определённых обычаев и традиций в семье. Но часто родители не могут найти общий язык с детьми, не понимают их. Мы разработали форму воспитательного взаимодействия с семьёй: беседы и консультации по проблеме; работаем над созданием банка семейных праздников; семейные мероприятий и вечеров. Одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нём и отложить все другие дела. Дали рекомендации родителям, какие темы, можно обсуждать на семейном вечере: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение семейной работы», «Прощение других» , «Семейные праздники»Таким образом, дети подводятся к первоначальному, ещё элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют своё место, как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого общения.Результаты проекта: дети получают знания о своей семье, её корнях ;проявляют заинтересованность традициями и историей своей семьи; укрепились взаимосвязи детского сада и семьи.      Проект «История моей семьи» продукты деятельностиконкурс газет «Как я провёл лето»     

Создание портфолио группы Группа № 3 «Солнышко»Дети - это счастье,Дети – это радость… Портфолио группыНач.2014 год конкурс газет «Мой папа самый лучший!»
НОД «Рисую для папы»

СРИ «Защитник Отечества»
НОД «Подарок любимой мамочке»

НОД «Моя семья» Домашнее задание

НОД «История моей семьи» Домашнее задание

Проект «Мой родной город»Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. Именно эта тема и стала следующей ступенькой в процессе формирования нравственно – патриотических качеств И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее .В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах необходимо дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Проект «Мой родной город»Паспорт проекта «Мой родной город» для старшей группы ПроблемаЧто мы знаем о родном городе?Что хотим узнать?ЦельФормирование у детей нравственных ценностей, любви к Родине, к родному городу, чувства ответственности за судьбу города.Воспитание гражданина и патриота своей страны.ПричиныНедостаточно знаний о родном городе.ЗадачиДать знания детям о родном городе Озёрске: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.Формировать любовь к родному городу и его истории, интерес к прошлому и настоящему.Познакомить детей с традициями и обычаям, трудом и бытом горожан.Воспитывать желание трудиться на благо города, беречь и умножать его богатства.Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться своим городом.ТемаНравственно-патриотическое воспитаниеНазвание проекта«Мой родной город»Тип проектаИнформационно - практико - ориентированный; долгосрочный (3 месяца), групповой, межпредметный. Проект «Моя Родина-Россия»В подготовительной группе мы знакомим детей с понятием Родина, Россия, реализуется самый длительный проект, который состоит из нескольких этапов: сентябрь, октябрь. Тема: «Моя дружная семья» ноябрь, декабрь. Тема:  « Урал седой, мой город - Озёрск » январь, февраль. Тема: «Широка страна Россия» март, апрель. Тема: «О дружбе и друзьях и героях родной страны» Проект «Моя Родина- Россия»Паспорт проекта «Моя Родина -Россия» для подготовительной группыПроблемаНедостаточный объём знаний у детей о своей стране, государственной символике, своем крае, городе.ЦельРасширять представления детей о родном крае, об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине — России, Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим е стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.ПричиныСлабый интерес к истории страны, края, своего города.Недостаточное поступление информации детям о самобытности своего города, края, страны.ЗадачиСоздание условий для усвоения понятия Родина, флаг, герб,.Повышение интереса детей к истории страны и края.Пополнение объема знаний детей о национальных традициях региона проживания.Обогащение детско – родительских отношений опытом совместной деятельности.Воспитание любви, уважения, внимательного отношения к членам семьи.ТемаНравственно-патриотическое воспитаниеНазвание проекта«Моя Родина-Россия»Тип проектаИнформационно - практико - ориентированный; долгосрочный, групповой, межпредметный. Выводы темыСемья – маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. В семье формируется поведение человека, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья. Познавая своих предков , ребёнок учиться познавать себя и свою причастность к семье. Мы учим детей чувству долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, семейные традиции мы учим ребёнка понимать- это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. История большой страны складывается из истории каждой отдельной семьи. Семья – это самое святое, что должно оставаться сокровенным и нерушимым. Сегодня можно часто услышать об укреплении института семьи, о формировании духовно – нравственной личности. Сотрудничество педагогов и родителей в работе по проекту даёт возможно ощутить причастность к прошлому своего рода, и научить ребёнка быть гражданином великой России. Спасибо за внимание!