Презентация Малочисленные народы Крайнего Севера Долганы, Манси, Ороки, Энцы


Малочисленные народы Севера: Долганы, Манси,Ороки (ульта), Энцы. Долганы Долганы — один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Самоназвания — долган, тыакихи. Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Некоторые исследователи считают его самостоятельным языком. Внутри долганского языка, в зависимости от места проживания его носителей, существуют диалектные различия. Условно выделяются три группы долган: западные, восточные и попигайско-анабарские.Формирование долган как самостоятельного этноса происходило в сравнительно близкое историческое время — в 19 - начале 20 веков. В этногенезе долган ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. Кроме них в состав долган вошли также отдельные группы якутов, энцев, ненцев и русских старожилов, известных на Таймыре под именем затундренные крестьяне. Общая численность долган в 1989 г. в СССР составляла 6945 человек. Более 70 % всех долган сосредоточено в Таймырском автономном округе — 4939 чел. В Анабарском районе Якутии по состоянию на 1 января 1999 г. имелось 858 долган. Следует заметить, что перепись 1989 г. отметила в Якутии всего 408 долган, при этом в Анабарском районе долганы не были показаны вовсе. В настоящее время долганы сконцентрированы в нескольких населенных пунктах, живут совместно с нганасанами, русскими, якутами и другими народами. Наиболее крупные поселения в Таймырском автономном округе - Хатанга (районный центр), Попигай, Новорыбное, Сындаско. В Анабарском районе Якутии — Саскылах (улусный центр), Юрюнг-Хая и Эбелях. Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и прочее.Занимались долганы также и оленеводством, которое имеет у них явно скрещенный характер. Так, летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа, зимняя езда (с использованием санок)- самодийская. Доят оленей долганы как и тунгусы, но не имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты - турку, схожи с русскими нартами для езды на собаках.Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина и мясо птицы. Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью. Манси Манси (самоназвание, «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала XX века русские называли манси вогулами, а некоторые группы — остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.В мансийском языке имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. — на основе русской графики.Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во 2-1 тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов. Общая численность манси достигала в СССР по переписи 1989 г. 8474 человека. По переписи 2002 г. численность манси составляет 11432 человека. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси. В основном они расселены в трех районах округа — Березовском, Кондинском и Октябрьском. В остальных их численность не превышает нескольких десятков человек.Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в -Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.). Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби — Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель. Традиционные хозяйственные занятия манси -охота, рыболовство и оленеводство, которые сочетались в различных пропорциях.В верховьях рек основным источником существования служила охота на оленя и лося.Рыболовство, наряду с охотой, составляло основу жизнеобеспечения манси.Оленеводство, заимствованное у ненцев в 15-16 веках, получило широкое распространение сравнительно поздно. Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Ороки (ульта) Оро́ки (самоназвание: ульта́, уйльта, на́ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Российской Федерации.В России ороки проживают в основном в Сахалинской области. Большая часть ороков сосредоточена в трёх населённых пунктах области — город Поронайск, пгт Ноглики и село Вал (Ногликский район), из которых — 144 человека живут в последнем. Также проживают в пгт Гастелло и Вахрушев Поронайского района, селе Виахту Александровск-Сахалинского района; пос. Смирных Смирныховского района, в Охинском районе и в Южно-Сахалинске.Общее число ороков в РФ согласно переписи 2002 года — 346 человека.Язык ороков принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе. В настоящее время из сахалинских ороков им владеют 64 человека, также все ороки владеют русским языком.Ороки относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы.Ороки делились на экзогамные патрилинейные роды. Ороки вели комплексное хозяйство, важнейшими элементами которого были таежная охота, морской зверобойный промысел, рыболовство, собирательство и оленеводство. В тайге охотились верхом на оленях (зимой), летом добывали морского зверя (различные виды тюленей), водоплавающую дичь. Рыболовство наряду с морской охотой было главным занятием ороков. Основным объектом рыбного промысла были лососевые — горбуша, кета, кижуч, сима. Для традиционной пищи характерны "дары моря", юкола.Традиционная одежда (мужская и женская) - распашной халат, под ним нагрудник. На охоту мужчины надевали короткую куртку, шубу из оленьих шкур, юбку из нерпичьих шкур. Энцы ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и нганасанами). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края.Язык энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский, и лесной, или пэ-бай, карасинский. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки. Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу.Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу. Спасибо за внимание!