Презентация к урокам Гражданственности на тему Великие императоры Российского государства (4 класс)


Великие императоры Российского государстваУроки гражданственности ДонбассаПодготовила:учитель начальных классовГОШ I-II ступеней № 48Коршенюк Е.В. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин) Известный русский историк Василий Осипович Ключевский сказал: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее» ПЁТР ПЕРВЫЙ В конце XVII века в 1682 г. в 10 летнем возрасте российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I. Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Пётр I вошёл в историю как реформатор. Первым его нововведением было – создание российского флота. Кораблестроение начало зарождаться в Архангельской гавани. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей. На прудах в Преображенском селе, где он жил, Пётр впервые плавал на лодках. Прогуливаясь с Тиммерманом в селе Измайлово, Пётр нашёл в сарае ботик (маленькое парусное судно) своего деда. Он поручил его отремонтировать и переправил в Переяславль-Залесский, где заложил верфь для строительства судов. Ботик до сих пор стоит там в музее. Его называют «дедушкой» русского флота, а Петра создателем регулярной русской армии и флота. При Петре I в России была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Благодаря флоту расширились границы российского государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. «Игра в солдатики», которой отдавал всё своё время юный Пётр, с конца 1680-х гг. становится всё более и более серьёзной. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» – Семёновский и Преображенский. Пётр начинает проводить настоящие военные маневры. Пётр I считал, что образование для России очень важно. При нём стали открываться церковные и церковноприходские школы, где учились дети простых людей. По его указу дворяне, дьяки, чиновники стали отдавать детей от 10 до 15 лет в школы. Учили в них греческой, латинской и славянской грамматике, «цифирным наукам» арифметике и геометрии. Лучших учеников для продолжения учёбы отправляли за границу. По его инициативе были открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. В устье реки Невы Пётр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя – Санкт-Петербург. Город создавался по передовым образцам того времени. Пётр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по чётко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые. Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом. Петру нужна была крепость на берегах Невы для выхода кораблей в открытое море. На Заячьем острове реки Невы была построена Петропавловская крепость. Дату её основания 16 мая 1703 года считают днём рождения города Санкт-Петербурга. Пётр I ввёл новый календарь, по которому с 1700 года мы празднуем 1-го января новый год и украшаем ёлки, велел вести отсчёт времени от Рождества Христова. Появились первые газеты, первый постоянный театр, расширился выпуск книг, в том числе учебников, открылся первый русский музей диковинных вещей – кунсткамера. А еще Пётр I ввел ассамблеи. Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер. В 1721 году царь Пётр Великий был провозглашён императором, а Россия стала называться империей. Порой царь Пётр был жесток и безжалостен, не считался с интересами и жизнью тех, кто был слабее его. Энергичный, целеустремлённый, жадный до новых знаний, царь Пётр Великий при всей своей противоречивости, вошёл в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России и ход истории на долгие века. «Медный всадник» Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец – символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Пётр Великий завоевал для России выход к морю. ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ Благодаря своей реформаторской деятельности, она единственная из русских правительниц, которая удостоена в исторической памяти соотечественников, как и Пётр I, эпитета «Великая». Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала с ебя « Ка к бы поступил в таком случае Пётр?». Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По её собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала её в своих целях. Во времена Екатерины II, между двумя русско-турецкими войнами, наступил рассвет русской культуры. Был построен один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж при Зимнем дворце, а сегодня Зимний стал Эрмитажем. Это один из крупнейших музеев мира. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2700000 выставочных экспонатов. Государственные средства Екатерина II тратила на открытие в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий учёных. Планировала, но, к сожалению, не успела отправить русские корабли в путешествие вокруг земного шара. Подходило к концу 34-летнее правление Екатерина II. За эти годы было многое сделано во благо процветания Российской империи. Екатерине II присвоены титулы Великая и Мать Отечества. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек). Никогда в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать за границу, а «второй хлеб» – картофель – прижился в России благодаря заботам императрицы. И без того немалая территория государства увеличилась почти на четверть Был создан героический Черноморский флот и непобедимая армия, которые за три десятилетия одержали около ста крупных побед на суше и на море, и не потерпела ни одного серьёзного поражения. При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявила войну первой. Впервые введены бумажные деньги. Медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, приняты меры борьбы с заразными болезнями. Тоже уникальный факт – именно она положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе, сделала себе и сыну Павлу прививки от оспы. Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения. Умерла Екатерина Великая в ноябре 1796 года. Здоровье её постепенно ухудшалось, и однажды, увидев падающую с неба покровительствующую ей звезду, она произнесла грустно: «Вот вестник скорой моей смерти». Так и случилось. Екатерина была умна, имела политический талант, прекрасно разбиралась в людях. Внешне Екатерина была привлекательна и величественна. О себе писала: «Многие говорят, что я работаю много, а мне всё кажется, что мало сделала, когда я посмотрю на то, что остаётся сделать». ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ Реформатор – это преобразователь; тот, кто является инициатором реформы и руководит её осуществлением. Реформа – преобразование, изменение, переустройство. Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. Гости должны были показать знание светских манер. Империя – это могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире. Император (лат. imperator – повелитель) – титул монарха, главы государства.