ПРОЕКТ «Рисунки помогают красиво говорить». НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ- ЛОГОПАТОВ»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №14 ПРОЕКТ«Рисунки помогают красиво говорить». НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ- ЛОГОПАТОВ» Учитель-логопед МБДОУ детский сад №14 Шишляникова Лариса Федоровна Понятие мнемотехники К.Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие зрительного плана –схемы делает рассказы ( сказки) четкими, связными и последовательными. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: использова- ние приемов мнемотехники способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя связной речи воспитанников 3-7 лет.ТИП ПРОЕКТА Педагогический, творческий, практический для детей подготовительной группы 6 -7 лет Продолжительность проекта долгосрочный ( 1 год) Участники проекта Дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель- логопед, воспитатели. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Совершенствование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса детей. Развитие связной речи детей включая элементы мнемотехники Обучение составлению плана рассказа, перекодированию информации в мнемотаблицы. Развитие психических процессов ( памяти, мышления, внимания) Повышение профессиональной компетентности педагогов, родителей в процессе изучения и апробации методов мнемотехники. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольного возраста –ЯВЛЕНИЕ ОЧЕНЬ РЕДКОЕ. 1. Недостаточный словарный запас детей. 2. Бедная диалогическая речь. 3. Неспособность построить монолог. 4. Недостаточно развиты психические процессы. 5. Неумение детей выделять главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. • ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование мнемотехники вызывает интерес и помогает решить эту проблему; • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «Ребёнок в дошкольном детстве должен научиться грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.» ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ I. Подготовительный этап 1. Изучение научно –методической литературы по данной теме.2.Подбор упражнений и игр для развития связной речи 3. Подготовка наглядного материала( подбор мнемодорожек, мнемотаблиц) 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам. 5. Обсуждение проекта вместе с родителями. 6. Подготовка дополнительного познавательного материала,расширяющего кругозор детей. II. ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТА С ДЕТЬМИ: - Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами; Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами. - Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему –модель как план пересказа; - Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме. - Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики. - Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука. - Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и рисунками. Структура мнемотехники мнемотаблицы мнемодорожки мнемоквадраты мнемотехника Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей Мнемотаблицы - схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов ЭТАПЫ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ ЭТАП. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. ЭТАП. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. ЭТАП. После перекодирования осуществляется пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. ЭТАП. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы, мнемодорожки ребенком с помощью взрослого. ЭТАП. Каждая таблица или мнемодорожка может быть воспроизведена ребёнком по её показу ему Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу от про-стейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Знакомство с мнемоквадратами Знакомство с мнемодорожками Знакомство с мнемтаблицами Зарисовывание предметов и явлений природы не только символами, но и буквами Использование мнетаблиц при разучивании стихотворений Использование пиктограмм в составлении рассказов Использование мнемотаблиц при составлении рассказов Использование мнемотаблиц при проведении артикуляционной гимнастики Использование мнемотаблиц при заучивания стихотворений Использование мнемотаблиц при загадывании загадок Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов по различным лексическим темам Выставка детских работ по использованию мнемотаблиц для родителей III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Оценка эффективности реализации проекта путем диагностики уровня связной речи детей-логопатов и анкетирования родителей. 2. Показ открытого занятия ТГ логопедов города (февраль 2015 года) по теме «Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников- логопатов старшего возраста с использованием элементов мнемотехники». «Как помочь птицамзимой?»3. Презентация проекта «Рисунки помогают красиво говорить» на тему «Использование метода мнемотехники для развития связной речидошкольников-логопатов». 4. Обобщение методов работы. 5. Трансляция опыта ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; активизируется словарный запас и выходит на более высокий уровень Результативность Источники: 1.«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. 2.«Учимся по сказке» Т. В. Большевой.3. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» В.К. Воробьёва. 4. « Обучение связной речи детей 6-7 лет» Т.Ю Бардышева Е.Н. Моносова 5. «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет» С.В.Бойкова 6. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР» Н.Е.Арбекова