Презентация соц.педагогу, педагогу-психологу Экстренная психологическая помощь


Экстренная психологическая помощьпедагог-психолог МБОУ СОШ №55 Степанченко М.В. В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых не может измеряться обычными мерками. Для характеристики этих ситуаций используются два основных понятия:ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ (ЧС) – «внезапно возникающие исключительные события в жизни общества (природные бедствия, эпидемии, технологические аварии, войны и др), в результате которых погибает или травмируется большое количество людей». Источник угрозы – обезличен.ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ антропогенного или социального характера (ЭС) - ситуация, выходящая за пределы обычного, «нормального человеческого опыта»; источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты и др.). Чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Землетрясения и наводнения пострадавшие от них расценивают как «Божью волю», либо действие безликой природы..., — тут ничего нельзя изменить… А вот экстремальные ситуации антропогенного характера настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации — образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней — вся система жизненных координат. ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА – событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, т.е. потрясением. При переживании кризисной ситуации чаще всего встречаются реакции:бред и галлюцинации;плач;истероидные реакции;агрессивное поведение; психомоторное возбуждение; нервная дрожь;апатия;ступор;страх.Если в поведении пострадавшего Вы обнаруживаете психическую симптоматику (бред, галлюцинации), немедленно обратитесь за помощью к психиатру. Острая стрессовая реакция - наступает в момент критического инцидента и продолжается не более трех суток.Цель – ориентировать пострадавшего на борьбу! Необходимо сделать все, чтобы пострадавший осознавал, что он не один, что он кому-то нужен, тогда в его борьбе за жизнь появляется более глубокий смысл !Острые стрессовые реакции. Методы оказания психологической помощи не оставлять человека одного;дать ощущение большей безопасности;оградить от посторонних зрителей; дать ощущение, что человек не остался один на один со своей бедой;употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;постараться свести реакцию к плачу;не употреблять частицу «не».Ключевые моменты при оказании помощи человеку с ОСР: Экстренная психологическая помощь - это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события, целью которой является регуляция актуального психологического, психофизиологического состояния и работа с негативными эмоциональными переживаниями при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (ОСР). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. Экстренная психологическая помощь может быть оказана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию. Динамика переживания травматической ситуации включает в себя четыре этапа:1 этап – фаза отрицания или шока (с момента травматического события и до 3х дней); 2 этап – фаза агрессии и вины (от 9 до 40 дней); 3 этап – фаза депрессии (до 1 года); 4 этап – фаза исцеления (после года). (Данное описание реакции является моделью благополучного протекания стресса) Общение.Принципы общения с пострадавшими.Общение – процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией. Компоненты общения:невербальное – мимика, жесты;паравербальное – тон речи, тембр;вербальное – произносимые слова, речь.Слушание- это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным. Основные приемы активного слушания:поддакивание «угу», «ага»;перефразирование полученной информации;резюмирование;правильная постановка вопросов; своевременная пауза; раппорт – присоединение к дыханию, темпу речи, нтонации;отражение чувств, эмпатия. «Угу» – поддакивание -во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.д., этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нем.Перефразирование – формулировка той же мысли, но иными словами. Дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. Правильная постановка вопросов«Закрытые вопросы» – уместны когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». «Открытые вопросы» - на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы можете получить от собеседника, как можно больше информации, а беседе перейти от монолога к диалогу. Человек имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, выбрать ту информацию, которую он хочет вам сообщить. Пауза- необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца (человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). Ресурс - это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых Ресурс - не представляет собой решение самой проблемы!Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта; факт того, что человек выжил и т.д. В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет подходить другому. Посттравматическое стрессовое расстройство - это отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию (кратковременную или продолжительную) исключительно угрожающего характера, которые в принципе могут вызвать общий дистресс почти у любого человека. Критерий А — «воздействие травматического события, при котором имели место следующие явления»:1)был свидетелем события, которые представляли реальную или возможную угрозу смерти, либо серьезного вреда или опасность нарушения физической целостности, угрожающую самому человеку или окружающим; 2) реакция человека проявлялась в виде страха, беспомощности или ужаса (у детей эти симптомы могут проявляться в виде дезорганизованного или ажитированного поведения). Критерий В — «травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлений»:1) повторные, навязчивые воспоминания о событии2) повторяющиеся и вызывающие значительное беспокойство сны о пережитом событии3) такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова4) сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события; 5) физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события. Критерий С — «постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общее оцепенение (отсутствовавшие до травмы)»:1) попытка избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой; 2) попытки избежать мест, людей, которые вызывают воспоминание о травме; 3) невозможность вспомнить важные аспекты травмы; 4) выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или участию в них; 5) чувство отрешенности или отчужденности от окружающих; 6) сужение диапазона аффективной реакции; 7) неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу. Критерий D — «устойчивые симптомы повышенной возбудимости (отсутствовавшие до травмы):1)трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна2) раздражительность или вспышка гнева;3) трудности концентрации внимания; 4) гипербдительность; 5) усиленная реакция на испуг. Как помогать ребенку, пережившему травму1. Поощряйте ребенка рассказать вам о его чувствах. 2. Не ждите, что мальчик будет справляться с травмой лучше, чем девочка. 3. Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о случившемся. 4. Напоминайте, что любые переживания человека нормальны. 5. Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, — это невозможно. 6. Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось. 7. Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого. 8. Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшему может быть достаточно того, что вы рядом. 9. Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, вы можете тоже оказаться травмированным.10. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему.11. Не бойтесь спрашивать, как ребенок справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если пострадавший говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее — следовать за ним. Спасибо за внимание