В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Васютка и природа. Уроки мудрости и доброты


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И.Беляева»Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 5-ом классе на тему «В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Васютка и природа. Уроки мудрости и доброты».Мальцева Е.А., учитель русского языка и литературы Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска Семья Астафьевых. Отец, Петр Павлович, мать, Лидия Ильинична, и Виктор В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве. В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой, похожих на притчи. Была для Астафьева главная тема, проходящая через всё его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 г. в родном селе. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана. 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка.30 ноября 2006 года в Красноярске установили памятник Виктору Петровичу Астафьеву. Какие элементы вы видите в слове «БИОГРАФИЯ»?А что обозначает слово «АВТОБИОГРАФИЯ»?БИО — жизнь, ГРАФО - пишуАВТОБИОГРАФИЯ - описание своей жизни
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Какое произведение мы можем назватьАВТОБИОГРАФИЧЕСКИМ?Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизниА какое произведение мы можем назватьАВТОБИОГРАФИЧНЫМ?Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы биографии
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Вспомним историю создания рассказа«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
ppt_y
ppt_y
ppt_y Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» мы можем назвать автобиографическим илиавтобиографичным?Писатель рассказывает о себе или ставит героя в ситуацию, в которой оказался сам?
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ1) Назовите героев рассказа.2) Что беспокоило рыбаков?3) Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ4) Зачем Васютка отправился в тайгу?5) Что дала мать Васютке перед дорогой и какие слова сказала?6) Каков «старинный порядок» перед походом в лес?7) Почему Васютка спокойно шел по тайге?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ8) С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что вы узнали о ее повадках? Какую пользу приносит эта птица?
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ9) Что заставило Васютку забыть о сборе шишек?10) Как обычно проходит охота на глухаря?11) Как ведет себя Васютка во время охоты?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ12) В какой момент Васютка понял, что заблудился?13) Как вы думаете, страшно ли было Васютке?14) Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУОпираясь на текст, сформулируйте «Правила поведения в тайге»1. «Взять себя в руки», не паниковать.2. Собрать сухие ветки и мох.3. Запастись на ночь дровами.4. Развести костер.5. Приготовить еду.6. После ужина все убрать в мешок и повесить его на ветку дерева, чтобы мыши не достали.
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ15) Какие трудности пришлось преодолевать Васютке?16) В чем мальчик увидел свое спасение?17) Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ18) Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой?19) Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?20) Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y ОБОБЩЕНИЕ Почему же так назван рассказ? В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему? Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”? Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y РЕФЛЕКСИЯ Ребята, что вы узнали на сегодняшнем уроке о В.П. Астафьеве? В чем отличие автобиографического рассказа от автобиографичного? Что мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор) Составить памятку «Если ты заблудился в лесу» Составить кроссворд по рассказу «Васюткино озеро»
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y