Презентация «Роль патриотического воспитания в духовно-нравственном становлении личности»


Роль патриотического воспитания в духовно-нравственном становлении личности Воспитание патриотизма: это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не бывает гладко и не все хорошо. В.А.Сухомлинский Роль и цель; Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины. Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса Его задачами являются:- воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому; - формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме;- воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества; Задачи воспитания: Использование всех возможных средств для воспитания у детей общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества;Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным для здоровья привычкам;Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями; Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к своему народу и тем местам, где человек родился и вырос;уважительное отношение к истории своего села, города, культуре, языку и традициям;желание заботится о других людях и об интересах Родины; Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;проявление гражданских чувств и верности Родине;гордость за социальные и культурные достижения своей страны; Патриотизм включает в себя: гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. Патриотизм и гражданственность включают в себя: взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине; лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни;уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Патриотизм открывает в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства, культуры межнационального общения; Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности: первая ступень (начальная школа);вторая ступень (средняя школа);третья ступень (старшая школа). Одна из главных задач образования на первой ступени – развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны. Стержнем гражданского образования на второй ступени является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Задача реализуемая на третьей ступени программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Опрос обучающихся: Нужно ли в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодёжи? Опрос обучающихся: Должен ли патриот любить Родину и гордиться ею? Опрос обучающихся: Кто в большей степени занимается воспитанием патриотизма ? Основные направления патриотического воспитания в школе: Социально-патриотическое ЗОЖ Военно-патриотическое Гражданско-патриотическое Историко-краеведческое Духовно-нравственное Спортивно-патриотическое Духовно-нравственное направление: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, мужество, уважение к старшему поколению, любовь к Родине и своему народу;воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;воспитание отношения к труду, как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Главные идеи: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;Поддержка стремления учащихся служить Отечеству;Воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страныСтремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с помощью разума, а не силы. Содержание воспитательной работы Развитие патриотических чувств воспитанников через организацию и проведение мероприятий;Формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма;Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями, по развитию патриотизма и гражданской позиции Организация встреч с истинными гражданами и патриотами своей страны Содержание воспитательной работы (продолжение) Изучение воспитанниками правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним;Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости Формы внеклассной работы Тематические классные часы и вечера;Встречи с представителями правовых структур, ветеранами ВОВ, тружениками тыла, солдатами и офицерами срочной службы, воинами-интернационалистами;Посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы, памятных мест населенных пунктов; Конкурсы, викторины по патриотической и правовой тематике;Праздники получения паспорта, дня Конституции; Формы внеклассной работы Интерактивные игры, дебаты, диспуты, круглые столы, дискуссии патриотической и правовой тематики;Конкурсы и концерты, посвященные патриотической и правовой тематике;Походы, часы общения, посвященные правовой и патриотической тематике Традиционные мероприятия для обучающихся: Часы патриотической тематики Диспуты, дебаты и дискуссии по правовым и патриотическим темам («Права и обязанности человека и гражданина», «Свобода и ответственность», «Я имею право…», «Уроки Победы»)Встречи с представителями правоохранительных органов, общественных организаций и движений, ветеранами, воинами – интернационалистами и др.Праздники посвященные памятным календарным датам (день защитника Отечества, день Космонавтики, день Конституции, День Победы, день национального единства, день скорби и траура и т.д.) и памятным событиям родного краяТимуровские акцииВесенняя неделя добра Приоритетными должны стать дела предметно-практического характера: фольклорные, этнографические, археологические, экологические, краеведческие, поисковые экспедиции или просто туристские путешествия по родному краю, которые могут сопровождаться приведением в порядок братских могил, реконструкцией храмов, расчисткой родников и парков от мусора, встречами и беседами с людьми разных поколений, разной судьбы, разной культуры. И важное условие всех дел - их последующая рефлексия: какие мысли посещали? какие чувства переживали? стоило ли это делать? стоит ли делать еще? ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (УРОКИ) Система работы педагога с родителями Общешкольные Участие в школьном самоуправлении Классные Посещение семьи Переписка с родителями Индивидуальные тематические консультации Коллективная творческая деятельность Психолого-педагогического просвещения родителей Организация совместных досуговых мероприятий Родительские собрания Традиционные школьные мероприятия: Сентябрь «День знаний», уроки безопасности жизни, экскурсии Октябрь День самоуправления, День пожилого человека, акции милосердия, праздник микрорайона Ноябрь Концерт, посвященный Дню матери, акция «5 добрых дел» Декабрь Рождественские встречи, праздник инсценированной сказки Февраль встречи с ветеранами ВОВ, праздник «Широкая масленица», «Смотр строя и песни» Март праздник, посвящённый женскому дню, праздник песни и танца. Апрель Принятие в ДО «Родник» Май митинг, посвящённый Дню Победы, «Последний звонок» Июнь «Выпускной вечер» Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются: создание музея (музейная педагогика);воспитание на традициях семьи, родного края;туризм и краеведение;подготовка к защите Родины; формирование единой общности россиян;Формирование патриотического воспитания воспитанников через уроков Мужества, встречи, экскурсии, поездки по местам боевых действий;Экологические и археологические исследования. Встречи с ветеранами ВОВ Посещение на дому ветерана ВОВ Чердак Ивана Ивановича Воспитание будущего гражданина Через поисковую и экскурсионную работу, работу в музея, где осуществляется коррекционная работа и с так называемыми «трудными» детьми Ученик – патриот и гражданин Встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской республике Встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской республике Направления деятельности школьного музея: Поисково-собирательскоеЭкспозиционное (оформительское)Экскурсионное Экологическое направление Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность.Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, надо знать природу, понимать её законы и истинную ценность и прививать молодёжи навыки экологической и природоохранной деятельности, а так же вовлекать подрастающего поколения в практическую экологическую деятельность по улучшению экологической обстановки в городе.Целью работы является развитие у молодёжи эколого-осознанного восприятия явлений окружающего нас мира, видения современных экологических проблем и умения поиска путей их решения, согласно принципам устойчивого развития жизни на Земле. Сохраним нашу землю Краеведческая работа воспитание любви к родному краю Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания Краеведческая работа «Вглубь времён» «Помоги ближнему» Поисковая работа молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются музеи и военно-патриотические организации. Археологические раскопки Мероприятия военно-патриотической направленности Для патриотического воспитания имеют большое значение мероприятия, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, рассчитанные на участие большого количества молодежи. Смотр строя и песни Смотр строя и песни Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным. Важна пропаганда ЗОЖ среди учащихся, создание условий для сохранения здоровья воспитанников – использование здоровьесберегающих технологий на уроках, развитие физических возможностей на уроках физкультуры и через систему спортивных мероприятий Будущий защитник Отечества должен быть человеком здоровым, физически сильным Активное вовлечение учащихся для участия в муниципальных, областных спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, туристических слетах Спасибо за внимание!