Сочинение по картине А.К. Саврасова Грачи прилетели


Девятое февраля.Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» А.Жемчужников «ГРАЧИ»Лесок дремал. Приход ничейЕго покуда не тревожил.Но я пришел, и сонм грачейВзлетел, крича, и весь он ожил.Они, к полудню прилетевС прогулок утренних по нивам,Качались на верхах деревВ расположении сонливом.Я помешал; я их спугнул.Над рощей долго в шумной свалкеСтоял грачей басистый гул,И звонко вторили им галки.Иным грачей несносен крик;А я его люблю, напротив.Я с детских лет к грачам привык,Себя их слушать приохотив.Друзья родной земли моей,Они, как я, здесь летом - дома.Непостижима без грачейСтрана дубов и чернозема. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) Русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».Был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1850 году он окон­чил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника. А.К. Саврасов. 1870-е гг. Автор неизвестен «Грачи прилетели» (1871) — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году.Она является самым известным произведением Саврасова.В конце 1871 года картина впервые предстала перед публикой. «Грачи прилетели» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.  История написания картины.В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под го­лову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяже­лую овчинную шубу и поехал в деревню – навстречу весне, природе. Художник снял комнатку в мезонине большого дере­венского дома. Но первые дни, даже недели, работа ни­как не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо и узловатые голые березы с черными грачиными гнездами, и ничто не тро­гало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал са­поги, долго ходил по побуревшей от навоза дороге, при­сматривался, прислушивался, но весну не чувствовал. Но весна пришла, как приходит всегда,– неожи­данно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рас­смеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в ком­нату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Нача­лось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, ма­ленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным кри­ком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: во­круг них хлопотали прилетевшие из-за моря долго­жданные гости. Схватив палитру, так и не захлопнув окна, худож­ник стал пристраиваться на подоконнике со своей рабо­той. – Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было пе­чальным и хмурым, а теперь…Пришла весна!Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й пере­движной выставке, и она была встречена с восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплоще­но свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, де­ревянные дома, церковь и потемневшие весенние по­ля – все обжито, согрето сердечным теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к картине Саврасова. От нее словно веяло пробуждением природы. А.К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах». А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»  Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное? (Несмотря на серое небо, тёмный снег, картина проникнута настроением ожидания, пробуждения. Радостно, светло, немного грустно. Снег, небо, деревья, начало весны – всё проникнуто большим и сильным чувством).– Что изобразил художник на картине? (Скромную русскую природу)  Как в искусстве называют картины, на которых изображена природа ? Словарная работаПейзаж - (фр. Paysage, от pays — страна, местность) —рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении 2. ______________2 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова   Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа– Давайте попробуем пояснить, что значит лирический пейзаж. Выберите то значение слова, которое помогает определить, понять выражение «лирический пейзаж Саврасов – родоначальник лирического русского пейзажаВыберете из данных определений такое, которое характеризует значение сочетания«лирический русский пейзаж»Лирический — род поэзии;Лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;Лирический — мягкий, нежный тембр голоса 3.___________________3 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Словарная работаПередний план картины – это то, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами. Задний план картины – это то, что находится в отдалении от рассматривающего картину. Работа по картинеПередний план: весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, снег, домики.Задний план: деревня, бескрайние дали, просторы, широта русской земли, небо, церквушка, пруд. –  На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.– Какой образ главный на картине? Что видим на переднем плане? (Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.) – Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)   Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.)– Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)–  Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.)–   Какие краски преобладают на картине? (Желто– голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.) –  Что сразу задерживает взгляд зрителя на переднем плане? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.) –  Саврасов стремился прежде всего показать то, что окружает человека в обыденной жизни и что заставляет поверить в реальность изображения. Он любил писать верхушки деревьев, как бы плы­вущие по небу вместе с облаками, тенистые купы у прозрачной воды, тихие реки, спокойные леса, ровный свет солнца. Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не толь­ко на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.– И деревню, и поля на заднем плане художник выписывает не очень подробно. Почему? (Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.) Опорные словаПейзаж: очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством.Цвет: желто-голубой, серовато-коричневый, желтовато-бурый, голубой, голубовато-серый.Ощущения: легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.Звук: птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд. Опорные словаГрачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Церквушка – старая, обветшалая.Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.  Составление плана сочинения Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.–  Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение). –  О чем вы будете писать во вступлении?  О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа. –  Как перейти от вступления к основной части –  описанию картины? «В композиции картины выделяется…». – о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей).–  что мы напишем в заключении? –  Чем закончим сочинение? Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала. План сочиненияАлексей Кондратьевич Саврасов– основоположник лирического русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели».Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»: -пробуждение весны; -грачи-главные герои картины; -изобразительные средства картины: цвет, ощущения, запах.3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.На картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уго­лок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным до­мом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины.Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под бе­рёзой несёт в клюве веточку.Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и зве­нит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.Ожидание весны передано и красками. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттен­ки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которы­ми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.Художник воспринимает природу как живое существо. Живо­писная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических стро­ках Ф. Тютчева:Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста. Ка­кая основная мысль этого текста? Как она раскрывается? Какое настроение у Н. Борисовской? Что она чувствует, видя репродук­цию картины? Что вы могли бы добавить к описанию картины? Найдите слова, с помощью которых части текста «связываются» в единое целое.Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки. Как вы думаете, почему в этом тексте много при­лагательных? Найдите их. Пример сочинения«Грачи прилетели» представляет собой скромный пейзаж, до мельчайших подробностей знакомый любому жителю средней полосы России, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуется душа и боль русского человека. На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. Сквозь прозрачный и влажный воздух передано движение справа налево мягкого света от косых лучей весеннего солнца. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу лежат лёгкие тени берёз, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и тёплые тона, наиболее достоверно передаёт состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна лёгким дуновением тёплого ветра. В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения 5._____________________________ 5 Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010 [с.18-21] Литератураhttp://ru.wikipedia.org;Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010;Портал gramota.ru;Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. – 2004 – 2009.