Презентация по литературе Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева Конь с розовой гривой


Тема: «Нравственные проблемы в Рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y Виктор Петрович Астафьев
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
ppt_xppt_y С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. "Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро".
ppt_xppt_y Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале.По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года — сын Андрей.

Свой первый рассказ Виктор Петрович написал, коротая ночное дежурство на колбасном заводе. Темой первого произведения была война, точнее, судьба связиста Моти Савинцева. Рассказ похвалили в литературном кружке и напечатали в газете «Чусовской рабочий». Произошло это в 1951 году, и с того момента всю жизнь свою Астафьев посвятил писательскому труду.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y Литературное наследие писателяКнига рассказов «До будущей весны» (1953) Рассказ «Васюткино озеро» (1956)Повесть «Кража» (1961-1965)Повесть «Последний поклон» (1968)Повесть «Пастух и пастушка» (1971)Роман «Царь-рыба» (1977)Роман «Печальный детектив» (1985)Роман «Прокляты и убиты» (1990-1994 и др.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда.В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

Умер Астафьев 29 ноября 2001 года в селе Овсянка, похоронен там же. Книги Астафьева переведены на множество языков.

СловарьЭпизод – отрывок художественного произ- ведения, обладающий относительной за-конченностью.2. Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.3. Контраст – противопоставление.4. Нравственность, проблема, личность, эго- изм, духовное состояние, диалектизмы.
ppt_xppt_y Тест1. Как зовут бабушку ге-роя?а) Михайлова; б) Никола-евна; в) Петровна.
2. О чём мечтали все де-ревенские мальчишки?а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о на-стоящем коне.
3. За что бабушка обеща-ла купить герою рассказа пряник?а)уборка в доме; б) рабо-та в огороде; в) собранные в лесу ягоды.
4. Из-за чего произошла ссора между левонтьевс-кими ребятишками в ле-су?а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рас-сказа; в) просто так.
5. Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки?а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туе-сок травы, а сверху засы-пать ягодой.
6. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булку; в) шань-га.
7. Как звали брата героя, которого тётка Августа за-брала с собой на лесо-участок?а) Алёша; б) Миша; в) Ко-ля.
8. Что произошло с матерью героя?а) она утонула; б) её сбила машина; в) она уехала, бросив своих детей.
9. Как звали тётку, которая после побега героя с реч-ки от бабушки накормила его?а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.
10. Как назывался пред-мет, который ребята взяли в лес?а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.
Беседа по вопросам1.От чьего лица ведется повествование?2.Назовите приметы времени и места, к которым относятся происходящие события.3. Почему «пряник конем» такая желанная мечта?4. В каком доме жили Левонтьевы?5. Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?6.Что является завязкой рассказа?7. Назовите центральный эпизод рассказа. План эпизодаПо дороге к увалу.Сбор земляники.Драка левонтьевских ребятишек.Решение идти к Малой речке.Развлечения на берегу Малой речки.Приключение Саньки в пещере.Возвращение домой.Ожидание «кары за содеянное».



Прием контраста в произведении(работа с текстом, заполнение таблицы) Левонтьевские1.Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные нарастопку берестяные туески,а у одного парнишки былковшик без ручки. Рассказчик …покрыл дно аккурат-ненького туеска стакана надва-три.
Прием контраста в произведении(работа с текстом, заполнение таблицы) Левонтьевские2. …жрут ягоды либо вовсеНа траве валяются. Рассказчик 2. Я брал старательно и скоро… Левонтьевские3. …перестали обзываться и решили сходить к Малой реч-ке побрызгаться.Навалилась левонтьевская ор-да, и ягоды вмиг исчезли. Рассказчик 3. Мне тоже хотелось по-брызгаться, но я не решал-ся уйти с увала, потому какеще не набрал полную по-судину.

Прием контраста в произведении(работа с текстом, заполнение таблицы) Левонтьевские4.Они бежали впереди менягурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки. Рассказчик 4. Тихо плелся я за левонть-евскими ребятами из лесу.
Прием контраста в произведении(работа с текстом, заполнение таблицы) Поступки 5. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерза-ли ее за некрасивый вид.Потом пуляли камнями в пролетаю-щих птичек и подшибли стри-жа. Мы отпаивали стрижа во-дой из речки, но он пускал в речку кровь, а воды прогло-тить не мог, и умер, уронив го-ловку. Пейзаж5. День был ясный, лет-ний. … и кружевце рва-лось.
ИтогПочему бабушка все-таки купила «пряник конем» обманувшему ее внуку?
style.rotation Итогвзросление, становление личности.В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова.Тема рассказа:Идея рассказа.(Чему учит эта история?)
style.rotation
style.rotation

Домашнее задание