Презентация диплома по математике на тему Особенности применения технологии В.Ф.Шаталова при обучении математике детей с ЗПР


Министерство образования и науки Республики КазахстанКарагандинский государственный университет имени академика Е.А.БукетоваДИПЛОМНАЯ РАБОТАна тему: «Методические особенности преподавания математики с использованием технологии В.Ф.Шаталова для детей с задержкой психического развития» по специальности 5B010900 – «Математика»Выполнила: студентка гр. ЗСМ-202 Е.В.Нестеренко Научный руководитель:к. п.н, доцент К.Т.Бертисканова Караганда 2015 Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Ян Амос Каменский «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю - из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Актуальность выбранной темы CОДЕРЖАНИЕ1 Научно-методические основы обучения детей с ЗПР2 Современные педагогические технологии в процессе обучения математике 3 Опытная работа ГЛАВА 1Научно-методические основы обучения детей с ЗПР1.1 Психолого-педагогические характеристики детей с ЗПР1.2 Особенности инклюзивного образования в Казахстане1.3 Обзор инклюзивного образования за рубежом Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин ЗПР используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность задержки психического развития, дети с этим диагнозом имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок.Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром. 1.1 Психолого-педагогические характеристики детей с ЗПР 1. ЗПР конституционального происхождения. 2. ЗПР соматогенного происхождения. 3. ЗПР психогенного происхождения. 4. ЗПР церебрально-органического происхождения ТИПЫ ЗПР Прогноз дальнейшего психического развития для детей первых 3-х типов ЗПР благоприятный. 4 тип ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, наименее благоприятный. При обучении математике детей с ЗПР используются «Учебные программы по предметам образовательной области «Математика и информатика» для 5–9 классов общеобразовательной школы». Специальных програамм, с учетом особенностей детей с ЗПР, в Казахстане на данный момент не существует. В республике Казахстан число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается.Если в 2002 году число детей с задержкой психического развития, нарушениями интеллекта, зрения, речи, слуха и эмоционально-волевой сферы составляло 115200, то в 2013 году ‒ 151216 детей. Эти дети составляют 3,1% от всего детского населения. В настоящее время в Казахстане у родителей, чьи дети имеют ограниченные физические возможности, есть несколько вариантов выбора учебного заведения для получения общего среднего образования: 1) специализированная школа-интернат, 2) общая образовательная школа с возможностями интегрированного или инклюзивного образования3) обучение на дому, исходя из медицинских показаний. Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан. ГЛАВА 2 Современные педагогические технологии в процессе обучения математике 2.1 Обзор педагогических технологий2.2 Применение технологии В.Ф. Шаталова в процессе обучения математике детей с ЗПР Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий. Почему, именно, педагогических технологий? В Казахстане сегодня есть возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Технология – это гарантированность конечного результата.Технология – это проект будущего учебного процесса. Виды образовательных технологий Информационно – коммуникационная технология.Технология критического мышления.Проектная технология. Технология развивающего обучения.Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Модульная технология. Технология мастерских.Технология интегрированного обучения. Технология уровневой дифференциации.Здоровьесберегающие технологии. Авторские технологии Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно-исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий. Применение технологии В.Ф. Шаталова в процессе обучения математике детей с ЗПР Блочное планирование и блочный контроль знаний;Опорный конспект и работу с ним на различных этапах урока;Система поэлементного обучения решения задач;Система поэтапного формирования математических знаний;Систематический само- и взаимоконтроль;Систематическая работа с поурочными карточками;Гибкая система оценивания знаний учеников;Максимальное повышение самостоятельности в процессе выполнения различных заданий на уроке;Систематическое повторение материала;Гласность в выставлении оценок и открытый учет знаний;Создание психологически комфортного фона обучения.Занятия спортом. Организационно-методическая система технологии В.Ф. Шаталова 3.1 Учебная программа по геометрии для детей с ЗПР (7 класс)3.2 Учебно-методический комплекс по теме «Треугольники» (7 класс)3.3 Результаты опытной работы3.4 Методические рекомендации по применению технологии В.Ф.Шаталова в процессе обучения математике детей с ЗПР ГЛАВА 3 Опытная работа Базой опытной работы является КГУ «Школа-интернат для детей с задержкой психического развития» города Караганды. Школа существует 36 лет. На данный момент в ней обучается 227 учеников. Школа с казахским и русским языками обучения. По окончании школы-интерната ученики получают Свидетельство об основном среднем образовании. Классы формируются от 9 до 12 учеников. В эксперименте участвовали ученики 7-х классов. 7 «А» класс – 11 человек (экспериментальный класс)7 «Б» класс – 12 человек (контрольный класс) Результаты опытной работына начало эксперимента 7 «А» классэкспериментальный 7 «Б» классконтрольный Срез знаний по теме «Основные понятия планиметрии» УСПЕВАЕМОСТЬ 73 % 100 % КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 9 % 25 % ОБЩЕЕ НЕДОРОЗВИТИЕ РЕЧИ 93,2 % 84, 6 % Результаты опытной работыпо окончанию эксперимента 7 «А» классэкспериментальный 7 «Б» классконтрольный Срез знаний по теме «Треугольники» УСПЕВАЕМОСТЬ 100 % 100 % КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ 27 % 25 % ОБЩЕЕ НЕДОРОЗВИТИЕ РЕЧИ 87,2 % 86, 6 % Практическая ценность технологии В.Ф. Шаталова состоит в том, что: позволяет ученику: - глубже разобраться в изучаемом материале; легче запомнить изучаемый материал; используя опорный конспект при ответе, грамотно и точно изложить материал;- приводить в систему полученные знания Методические рекомендации наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;многократно повторять изучаемый материал;сконцентрировать внимание на отдельных местах изучаемого материала;- быстро, без больших временных затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал. Практическая ценность технологии В.Ф. Шаталова состоит в том, что: помогает учителю: Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса. И является эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному инклюзивному образованию