Презентация на тему Особенности коррекционной работы с детьми с НОДА


Особенности коррекционно- образовательной работы с детьми с НОДА (нарушение опорно – двигательного аппарата) в начальной школе: Сангаджиева Т.М. учитель- логопед МБОУ «СОШ № 12».Элиста. 2016 Приказ №1598 от 19 .12.2014 Минобр науки РФ Детский церебральный паралич (ДЦП) - это нарушение работы головного мозга в процессе его развития, которое может проявиться у ребенка в любое время: во время беременности, родов или после рождения ребенка (ДЦП не проявляется позже 3-х летнего возраста).При ДЦП происходит повреждение тех отделов мозга, которые отвечают за двигательную сферу, поэтому у детей с данным заболеванием наиболее часто наблюдаются проблемы с тонусом мышц, положением тела и двигательные нарушения. Виды ДЦП:Спастическая диплегия. Это двустороннее нарушение функции одноименных конечностей, чаще – ног.  Руки полностью или почти полностью сохраняют свои функции. Такая форма паралича встречается чаще всего. Хотя незначительные нарушения можно заметить уже у новорожденного, самые яркие проявления начинаются с периодом ползанья ребенка.Интеллект в большинстве случаев сохранен, речь может незначительно нарушаться. Судорожный синдром возникает реже, чем при других видах ДЦП.  В легких случаях дети способны обслуживать себя и осваивать новые навыки. Гемипаретическая форма. Это нарушение функции одноименных руки и ноги, чаще – справа. Рука  страдает в большей степени. При рождении все рефлекс сохранены, но с развитием ребенка становится заметным снижение функции руки на пораженной стороне.-тонус в руке высокий, она может быть согнута во всех суставах и прижата к телу-равновесие и позы «сидя и стоя» формируются почти вовремя-интеллект чаще всего не страдает возможно возникновение судорог Двойная гемиплегия- самая тяжелая форма ДЦП. Она характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, при этом в руках больше, чем в ногах. Выпрямляющие рефлексы туловища и реакции равновесия почти не развиты. Многие из них не в состоянии удерживать голову, она опущена на грудь или запрокинута. Дети не сидят, не стоят, не ходят.Гиперкинетическая) форма особый вид ДЦП. Поражение происходит вследствие несовместимости крови матери и плода либо при тяжелой недоношенности.-самостоятельная ходьба становится возможной после 4-6 лет- могут быть нарушены глотание, произношение слов и звуков-интеллект остается сохранным в большинстве случаевАтонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами.. Дети долго не могут держать головку, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до двух-трехлетнего возраста. Возможны эпилептические припадки, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).. Спутники детского церебрального паралича-судороги гидроцефалия (водянка головного мозга)- нарушение зрения-нарушение слуха-расстройство координации и равновесия-задержка речевого развития-алалия (отсутствие речи)дизартрия (затруднение произношения звуков)-дислексия (нарушение письменной речи)-заикание- дефекты в эмоционально-волевой сфере трудности письма, чтения, счета. Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с НОДА нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Воздействие на ученика, должно способствовать достижению двух целей:1.Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ученика в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача- создать базис , на основе которого ученик может изменяться, почувствовать себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность, только после этого мы может сделать шаг в познание окружающего мира. 2. Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребенка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она не достаточна Первая глобальная задача логопеда, или учителя состоит в разработке адаптированной программы обучения; следует обсудить все варианты с родителями.Еще важная деталь – особенности самого ребенка. Темперамент и интеллектуальные способности значат не меньше, чем физические нарушения. Рекомендации для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с дети с НОДА:1.Так как у детей при сохранном интеллекте, отмечается неравномерность развития (когда какие –либо знания и умения развиты сильнее, чем должно быть в этом возрасте, при этом другие недостаточно сформированы), перед началом обучения изучить клинико-психоло-педагогический статус ребенка, представленный ПМПК. 2. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому, избегайте резких внешних воздействий: педагог должен приближаться к ребенку со стороны лица, а если это не возможно, нужно словесно обозначит свои действия; нельзя сажать детей спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку. 3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально –волевой сферы и учитывать его во время занятий (детям с ДЦП свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например гиперкинезы (непроизвольные движения)и спастика (спазм, судорога) могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания.) 4. На занятиях необходимо соблюдении двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку, пальчиковую гимнастику.5.В каждое занятие включать упражнение на пространственную и временную ориентацию( положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату в календаре.) 6. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя, логопеда с напоминанием проглотить слюну. Для формирования у ребенка устой привычки – контроля за слюнотечением.7. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (следовательно, страдает и речь) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ. 8. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.9.Так как темп деятельности у детей с ДЦП замедленный, следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий, и категорически исключить время на время. 10. Ребенку с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, логопеда и психолога.11. По возможности в школе необходимо создавать предметно-развивающую среду в соответствии с ведущими линиями развития ребенка. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.Практические методы и приемы обучения:Постановка практических и познавательных задач;Целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения.Дидактические игры;Создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту. Наглядные методы:обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);наблюдения за предметами и явлениями окружающего;рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.Словесные методы:речевая инструкция, беседа, описание предмета;указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. Двигательно-кинестетические методы:дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;пассивная гимнастика;искусственная локальная контрастотермия. (контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных агентов. В качестве низкотемпературных агентов могут выступать ледяная крошка, холодная вода, кубики или шарики льда, а высокотемпературных - горячая вода, грубые шерстяные варежки, опущенные в горячий настой трав, тепломассажеры или нагретая ложка.)В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии:оборудование «сенсорной комнаты» («светлой»– мягкой игровой и «темной»), имеющей широкие реабилитационные возможности;организация «мягкой игровой комнаты»; Для детей с нарушениями двигательной сферы характерны несформированность зрительно-моторной координации (несогласованной работой руки и глаза), которая особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребёнок следит глазом за пальцем, которым определяется последовательность букв, слогов, слов. Такие учащиеся часто не в состоянии удерживать рабочую строку при чтении и письме, поскольку соскальзывают с одной строки на другую. В результате они не понимают смысла прочитанного, не могут проверить то, что они написали, на уроках трудового обучения  таким детям трудно правильно  расположить материал, прикрепить выкройку, стойкие затруднения вызывают конструирование, овладение навыками самообслуживания. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны, в сложении целого из частей. Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе изучения математики: при изучении состава числа дети не могут представить его в виде отдельных групп предметов. Коррекционные упражнения, способствующие развитию восприятия, способствующие развитию и уточнению пространственно-временных представлений:Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Желательно частое использование таких игровых заданий и упражнений, как: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»,ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления. Коррекционные упражнения на развитие моторики и сенсорики:«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы), «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук;  без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек;складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений). Коррекционные упражнения на развитие слухо-зрительно-моторной координации:«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».Коррекционные упражнения на фонетическом уровне:«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото». Коррекционные упражнения на развитие связной речи:«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий. ЛитератураМ.С. Староверова. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ.Маркечко Н.Н. учитель-дефектолог – Виды коррекционных упражнений для детей с ДЦП.