Презентация к уроку русского языка в 5 классе Существительные общего рода. Несклоняемые существительные


Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего родаКсенофонтова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературыМБОУ «Подпорожская СОШ №3»
ppt_xppt_y Задание 1Распределите существительные по родам:Стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.Род имён существительных Правильный ответМужскойродЖенскийродСреднийродстолмышьсолнцеландышлампаокностултетрадьдеревошарфдевочкаяблококарандашсумкаморе Задание 2Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Так ___ забияку - ого - уюТак какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка… Общий род имён существительных Правильный ответСлово «забияка» общего рода.Правило!Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка, такая задира Ира. Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде. Задание 3Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных.1. Серёжа – кругл… сирота. Маша – кругл… сирота.2. Миша – больш… забияка. Марина – удивительн… забияка. Правильный ответ1. Серёжа – круглый сирота. Маша – круглая сирота.2. Миша – большой забияка. Марина – удивительная забияка. Задание 4Найдите в тексте существительные общего рода. Объясните к лицу какого пола они относятся. Как вы это определили?Старуха сидит под окошком,На чём свет стоит мужа ругает:«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!» (А. С. Пушкин) Правильный ответСуществительные общего рода: дурачина, простофиля. какой? х«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!»Существительные дурачина и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола. Задание 5Определите род выделенных существительных. В последнем предложении к выделенному существительному подберите синонимы.1. Обжору Федьку Натка приказала отправить домой.2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: «Плакса!».3. Наш малыш такой непоседа! Правильный ответ1. Обжору (м. р.) Федьку Натка приказала отправить домой.2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: «Плакса!» (ж. р.).3. Наш малыш такой непоседа (м. р.)Непоседа. Синонимы: егоза, юла. ИГРА «Кто быстрее?» Назовите одним словом – существительным общего рода: Драчун, зачинщик ссор и драк. Тот, кто любит сладости. Кто владеет левой рукой лучше, чем правой? Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь? Кто любит болтать вздор, пустяки? Безобидный, тихий человек. Грубый, невоспитанный человек. Неаккуратный человек. Ненасытный, прожорливый человек. Праздный, глазеющий от скуки по сторонам. ИГРАИГРАИГРАИГРАЗАБИЯКА ИГРАСЛАДКОЕЖКА ЛЕВШАИГРАИГРА ИГРАПОПРОШАЙКА ИГРАПУСТОМЕЛЯ ТИХОНЯИГРАИГРА НЕВЕЖАИГРАИГРА НЕРЯХАИГРАИГРА ОБЖОРАИГРАИГРА ЗЕВАКАИГРАИГРА Правило!Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Задание 7Выборочный диктантВыпишите только те существительные, которые относятся к общему роду. Расставьте (устно) пропущенные знаки препинания.1. Доктор пригласила в кабинет очередного больного.2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша.4. Молодой агроном сортировала семена.5. Наш сынишка такой непоседа! Правильный ответДоктор – ж.р. Архитектор – м.р.Растрёпа – ж.р.Агроном –ж.р.Непоседа – м.р. ?Задание 8Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки – ни одной. Правильный ответЁЖИК Существительное общего рода: недотрога Вопросы классу:Все ли существительные можно изменить по падежам, т.е. просклонять? Приведите примеры таких существительных. Как называют такие существительные в русском языке? Правило!Несклоняемыми называют существительные, которые во всех падежах имеют одну форму: вижу пальто (в. п.), любуюсь пальто (т. п.). 1) Слова, заимствованные из других языков, которые оканчиваются на гласный и обозначают неодушевленные предметы: какао, депо, пальто, кино, портмоне, алоэ, такси, кофе.2) Слова, заимствованные из других языков, обозначающие животных: кенгуру, шимпанзе, какаду.3) Иноязычные слова, которые называют географические объекты: Хельсинки, Баку, Кале, Торонто. Задание 9Составьте словосочетания (сущ.+ прил.) с данными существительными:Кофе, шоссе, пианино, метро, какао. Работа со словарёмЕГОЗА, -ы, м. и ж. (разг.). Суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях).МЕТРО, нескл., ср. 1. То же, что метрополитен. Ехать на м. Станция м.2. Станция метрополитена (разг.). Встретиться у м. Жить рядом с м. Выводы:О словах какой части речи сегодня мы вели разговор?Какие термины следует вспомнить, их мы сегодня называли?Какие из слов, приведённых сегодня в пример, вы употребляете в своей речи? Мини тестА). Верно ли, что слово «забияка» можно отнести к существительным общего рода?Б). Согласны ли вы, что в предложении Доктор Власова выписал рецепт. нет ошибок?В). Правильно ли употреблено выделенное слово в предложении: Взрослый кенгуру ухаживал за малышом? Г). Есть ли ошибка в употреблении существительного: Я играю на пианине?Д). Правда ли, что слова шоссе, радио, метро нельзя просклонять? Ответы:А). ДаБ). НетВ). ДаГ). даД). да Домашнее задание:Пользуясь словарём, записать 5 несклоняемых существительных и 5 существительных общего рода.Составить с ними предложения, записать их.Подготовить иллюстрацию на тему «Существительные общего рода, несклоняемые существительные» (на дополнительную оценку). Урок окончен.Спасибо за внимание!
style.rotation
Источники информации:http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htmhttp://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtmlКудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. - Нюрнберг, 2009. – 204 с.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.