Марина Ивановна Цветаева (Презентация по русской литературе).


. Марина Цветаева. 1893 г. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, - известный искусствовед, филолог, профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна. Анастасия Цветаева, сестра Марины Ивановны, вспоминала: «Детство наше полно музыкой». «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», - скажет позже Цветаева в автобиографическом очерке «Мать и музыка». В 1902 году Мария Александровна заболела чахоткой. Семья Цветаевых уехала за границу, они жили в Италии, Швейцарии, Германии. В 1906 году Цветаевы провели лето в старинном русском городке Тарусе на Оке, где в июле Мария Александровна скончалась. Горечь этой утраты никогда не изгладится из сердца Марины Ивановны. Мы быстры и наготове,Мы остры,В каждом жесте, в каждом взгляде, в каждом слове,Две сестры. М. Цветаева Анастасия Цветаева прожила долгую жизнь, написала воспоминания о Марине Ивановне. Мужу Анастасии Цветаевой посвящено стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...» В 1910 Цветаева на свои деньги выпускает первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я – поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет.Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности, о смертиНечитанным стихам! –Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!)Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед. М.И. Цветаева. Коктебель. Фото 1911 До революции она часто гостила у Волошина в Коктебеле, а позже вспоминала об этом времени как о самом счастливом в своей жизни. Свою первую книгу она посылает Брюсову и Волошину. Максимимлиан Волошин, в то время уже известный поэт, благожелательно отозвался о «юной и неопытной книге», и с этого времени началась длительная дружба Цветаевой с Волошиным. М. Волошин М.И. Цветаева и С.Я. Эфрон. Фото 1912 М.И. Цветаева и С.Я. Эфрон. Свадебное фото 1912 «Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не переменилась, - люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет. Мы никогда не расстаемся. Наша встреча – чудо», - писала Цветаева. Эфрону посвящен второй сборник стихов Цветаевой «Волшебный фонарь». Цветаева не принадлежала ни к одному из литературных направлений: «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие», - утверждала она. Уже в ранних стихотворениях проявляется одно из основных свойств цветаевской лирики: стремление к откровенности, желание запечатлеть в стихах каждое свое душевное переживание. «Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имен». В мятущейся и страстной душе Цветаевой постоянно происходит диалектическая борьба между жизнью и смертью, верой и безверием, она переполнена радостью бытия и в то же время мучится при мысли о неизбежном конце жизни, и это рождает в ее душе бунт, протест.Я вечности не приемлю!Зачем меня погребли?Я так не хотела в землюС любимой моей земли. «Аля…И похожа на меня и не-похожа. Похожа страстью к слову, жизнью в нем… непохожа – гармоничностью, даже идилличностью всего существа». М.Цветаева. Переломной в ее творческой судьбе стала поездка в Петербург зимой 1916 года. Она мечтала встретиться с петербургскими поэтами Блоком и Ахматовой, но встреча не состоялась. С той поры Цветаева начинает осознавать себя московским поэтом, стремящимся воплотить в слове свою столицу и подарить любимый город любимым петербургским поэтам. Так возникает цикл «Стихи о Москве», посвященный Мандельштаму. М.И. Цветаева. Фото 1925 Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева не приняла. Однако с весны 1917 года наступает трудный период в ее жизни. «Из истории не выскочишь», - скажет она позднее. Цветаева всегда была вне политики. Однако поражение Добровольческой армии, в которой служил ее муж, вызвали в творчестве Цветаевой ноту высокого трагического звучания. В сборнике «Лебединый стан» -тоска по идеальному, благородному воину, сострадание к побежденным. «Прав, раз обижен», - эти слова стали девизом Цветаевой. Белая гвардия, путь твой высок:Черному дулу – грудь и висок.Божье да белое твое дело:Белое тело твое – в песок. Белая гвардия, путь твой высок:Черному дулу – грудь и висок.Божье да белое твое дело:Белое тело твое – в песок. М.И. Цветаева. Фото 1924 М.И. Цветаева. Фото 1924 «России научила меня Революция» - так объясняла Цветаева появление в своей лирике неподдельных народных интонаций. В 1920-е годы она создает стихотворения «Простите меня, мои горы...», «Полюбил богатый – бедную...», цикл стихов о Степане Разине. Древняя Русь предстает как стихия буйства, своеволия, безудержного разгула души. Цветаеву всегда интересовало героическое прошлое России, ее история. Одно из самых романтичных стихотворений поэта посвящено генералам 1812 года. Большой пласт в ее лирике того времени составляют любовные стихи, бесконечная исповедь сердца: «Писала я на аспидной доске...», «Пригвождена к позорному столбу...», цикл «Спутник», посвященный Эфрону. Во многих из них чувствуется тайная надежда на встречу с самым дорогим ей человеком, находящемся в эмиграции.В 1921 году Цветаева получает от Сергея Эфрона письмо и принимает решение ехать к нему в Прагу. В мае 1922 года Цветаева получает разрешение на выезд за границу. Некоторое время она живет в Берлине, затем приезжает к мужу в Прагу. В 1925 году родился ее сын Георгий (Мур), и в том же году принимается решение переехать в Париж. М.И. Цветаева. Фото 1928 В среде парижских эмигрантов Цветаева ощущала себя ненужной и чужой. Ее мало печатают, но она не прекращает работать. Меняется поэтический язык Цветаевой. Фразы дробятся на отдельные куски, приобретают телеграфную сжатость, при которой остаются только самые необходимые акценты мысли. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» Мысли о Родине не перестают волновать поэта. Все чаще проскальзывают в ее стихах ностальгические ноты по утраченному дому. Но для себя она не видит смысла возвращаться в Советскую Россию. «Здесь я не нужна, Там я невозможна», -пишетЦветаева. В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина – Пушкин. Ее цикл «Стихи к Пушкину», опубликованный в год столетия смерти поэта (в 1937 году), включает в себя стихи «страшно-резкие, страшно-вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и все имеющие – обратное канону». Это был Пушкин «глазами любящих» в противостоянии глазам «черни». Портрет А.С. Пушкина. Худ. В.А. Тропинин. В 1937 году дочь Цветаевой Ариадна Эфрон уезжает на родину. Чуть позже за ней последовал Сергей Эфрон. 12 июня 1939 года в Россию отправляется и Марина Ивановна с сыном. Вскоре Ариадна и Сергей Эфроны были арестованы и отправлены в лагерь. Жизнь Цветаевой в России была полна разочарований и лишений. В 1941 году начинается Великая Отечественная война. Цветаева с сыном уезжают в эвакуацию, в маленький городок Елабугу. 31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Дом в Елабуге, где умерла Цветаева. Борис Пастернак так сказал о ее кончине: «Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку». Могила Цветаевой неизвестна. Однажды, будучи в эмиграции, она написала: И к имени моему Марина – прибавьте: мученица. Памятник Цветаевой в Елабуге.