Презентация по литературе Фольклорная основа сказов Павла Петровича Бажова


Каменная сила медных гор УралаФольклорная основа сказов Павла Петровича Бажова Влияние драгоценных камней на судьбу человекаТема влияния драгоценных камней на судьбу человека вызывала большой интерес в среде уральских рабочих, вся жизнь которых была связана с добычей и обработкой камня. Цель: выявить фольклорную основу сказов П.П.Бажова и соответствие символики камня в его произведениях мифологии уральских рабочих.Задачи:Проанализировать причины интереса писателя к фольклору уральских рабочих, узнать историю создания книги П.П.Бажова «Уральские сказы».Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями уральских рабочих, отметить связь фольклора с мифологией.Исследовать влияние самоцветов на мотивы поступков персонажей в поэтике художественного текста.Цель и задачи исследования Евгений Пермяк о П. П. Бажове: «Бажов принёс нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к родному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека.» Сказы уральских рабочих Сказы представлены читателю как восстановление по памяти воспринятого когда-то от дедушки Слышко - В.А.Хмелина. Символика камня в мифологииВ фольклоре и мифологии камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В фольклоре с камнем органически сопрягается тема судьбы, он занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в заговорах. Образ Хозяйки Медной горы Гора в сказах не случайно называется Медной, так как это отражает реальность горнозаводского Урала. Это делает понятным тот факт, что основной горный дух Урала носит имя Хозяйки Медной горы. Девка Азовка Великий Полоз МалахитницаОбразы уральской мифологии Образы Малахитницы и Горной МаткиГорная Матка, обитает в угольной шахте, часто являет себя в образе девицы в красном платке и кумачовом сарафане.Малахитниц является в платье из шелкового малахита Воплощение малахита в трёх предметах:Малахитовая зала в царском дворцеМалахитовая шкатулка Каменный цветок Каменный цветок Каменный цветок у П. П. Бажова – воплощение абсолютной магической силы камня, он же и символ абсолютной красоты, недоступной смертному человеку. Диоптаз, или медный изумруд Этиология медного изумруда в сказах - слезы Хозяйки Медной горы. Именно этот дар Малахитницы сыграл роковую роль в судьбе Степана, символизируя абсолютную власть каменной силы. Хризолиты –камни будущего В «Серебряном копытце» хризолиты не столько материальный, сколько духовный дар. Мифологические Огневушка – Поскакушка и Серебряное Копытце одаривают только хороших людей. П. П. Бажов видел ценность в работе над фольклором уральских рабочих, так как в нем проявляются нравственные основы народа. В сказах П.П.Бажова, как и в мифологии, камень осмысляется как центр мира. Драгоценные камни в сказах П.П.Бажова становятся символом просветления, чистоты, преобразования, превосходства, долговечности, обладают магической силой исцеления и защитными свойствами.Итоги исследования Спасибо за внимание!