Известные художники-иллюстраторы


КовалёвВаснецовБилибин Маврина Малютин Врубель Иван Яковлевич Билибин, как и многие художники, рисовать начал рано. И первые же зарисовки пейзажа, огромные лапы старых елей, красные мухоморы, деревянная резьба на крестьянских избах привели художника к мысли иллюстрировать русские сказки. Ранние работы художника были подражательными, напоминали произведения Васнецова, Поленовой. Но Иван Яковлевич много работал, постепенно совершенствовался в мастерстве. Освобождаясь от сторонних влияний, художник сумел выработать свой собственный, отличающий его от всех других «билибинский» стиль. Иван Яковлевич Билибин создал иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о золотом петушке». Наиболее известными и самыми удачными являются его иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна».Над этими иллюстрациями мы уже достаточно работали на уроках. Сегодня хочется только подчеркнуть особенности «билибинского» стиля. Это прежде всего яркая, декоративная форма, русские затейливые орнаменты иллюстраций (показать). И еще одна особенность, которую надо подчеркнуть – это передача тонкого юмора, острой иронии русских сказок. Вот иллюстрация «Василиса Премудрая пляшет». Художник дал царю и боярам отрицательную характеристику. На высоком троне сидит толстый, глуповатый царь, вокруг такие же глупые и смешные бояре. Раскрыв рты от изумления, смотрят они, как танцует прекрасная царевна, а из рукавов у нее вылетают белые лебеди. Выражением лиц, жестами подчеркивает художник комическую сущность образов. Прекрасный мир русской сказки живет в картинах Ивана Яковлевича Билибина. Именно русская сказка сделала его выдающимся национальным художником. Картину «Иван-царевич на сером волке» Виктор Михайлович Васнецов написал быстро, легко, на одном дыхании – так она увлекла его. Это картина-фантазия, картина-сказка. Здесь есть смелое соединение несовместимого – дремучего заповедного леса и яркой цветущей яблони на первом плане, величавой стати могучего дикого зверя и византийской красоты Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Посмотрите, как изобразил художник душевность и печаль Елены Прекрасной. Кротко склонила она голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными камнями. В шелк, парчу, жемчуг, бархат, сафьян убрал художник свою сказочную царевну. Светлым пятном выделяются прекрасны всадники на мрачном фоне враждебного леса. БОГАТЫРИ КОВЁР-САМОЛЁТ СНЕГУРОЧКА АЛЁНУШКА Картину «Царевна-лебедь» Михаил Врубель писал, вдохновленный музыкой Римского-Корсакова. Он пытался средствами живописи передать услышанный им сказочный образ. Некоторые видели в царевне портрет актрисы, жены художника в сценическом костюме, похожем на оперение чудесной птицы. Это не совсем так. Художник написал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота Царевны-лебедь рождена морской стихией, она как бы соткана из закатных лучей, игры волн, шума прибоя. Только глаза живут на ее лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нем тоска по земному обличью, по земной любви и радости. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах. Пермь, 29 сентября (Новый Регион) – Пермскому художнику-иллюстратору Станиславу Ковалеву исполнилось 75 лет.За плечами мастера большая творческая жизнь. Графика, портреты, оформление детских книг, создание красочных иллюстраций.Прежде чем приступить к работе, Станислав Ковалёв всегда надевает наушники. Музыку слушает только классическую. Она помогает в полной мере погрузиться в искусство, признается художник. Сотрудничал и сотрудничает с издательствами городов Иркутска, Челябинска, Москвы, Минска, многими зарубежными издательствами; иллюстрировал и оформлял произведения русской, белорусской, западноевропейской классики. Особая и основная страница творчества художника – работа над оформлением и иллюстрациями детских книг. Участвовал в международных книжных выставках-ярмарках в г. Москве (1977, 1979, 1981, 2000, 2002, 2004 гг.), Болгарии (1968 г.), Германии (1971, 1977, 1982 гг.); во всесоюзных, республиканских, зональных, региональных, областных художественных выставках. Персональные выставки произведений прошли в г. Перми и Перм. обл. (1985, 1995, 2000, 2001, 2002, 2004, 2005 гг.). Лауреат премии в сфере искусства и культуры Перм. обл. (1995 г.). Детская книга, ее иллюстрирование и оформление стало основным творческим направлением художника. Именно в иллюстрировании сказок полнее всего проявился неистощимый на выдумки талант мастера. Работы Станислава Романовича всегда отличает высокий профессионализм, изящество исполнения. Рассматривать картинки в книжке можно часами, каждый раз отыскивая новые детали, новых персонажей.Всего Станиславом Романовичем оформлено и проиллюстрировано более 500 изданий. Работы Станислава Романовича знают во многих странах Европы и Азии: Японии, Чехословакии, Германии, Китае и других. Оформленные им книги со сказками народов мира, сказками А.С. Пушкина, русскими былинами, сказками Г.Х. Андерсена, сказами Бажова - издавались и переиздаются сейчас миллионными тиражами. "Сказки" А.С. Пушкина с иллюстрациями. Ну вот, ребята, закончилась наша экскурсия в малую картинную галерею. Думаю, если вы запомнили фамилии этих художников и названия их картин, то мы достигли своей цели. А если вы через эти полотна почувствовали еще больший интерес к русским народным сказкам, то это вообще прекрасно. Однако, сегодня вы должны и сами попробовать себя в роли иллюстраторов сказочных сюжетов. Использованная литература: Зуева Т.В. Бытовые сказки Русские сказочники//Литература в школе. – 1993.-№6.-с.36-40. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4-6 кл. Сост., автор предисл, примеч., словаря Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1983. http://simscontent.ucoz.ru/forum/143-1570-1