Презентация Мои нравственные ценности классный час 9 класс


Мои нравственные ценности.Два мира есть у человека: Один, который нас творит, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Государственное казённое образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»Волгоградской областиМои нравственные ценности.Классный час.Зенкина Н.П., учитель французского и немецкого языка первой квалификационной категории Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.Ответьте письменно, продолжив следующие строки:·  Неповторимый человек….  Во мне меня радует то, что… . Когда я думаю о себе, то всегда… . Я чувствую, что в жизни я смогу… Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”. - Другие говорили: “Не твори его”. - “Сотвори его”, - говорил дух Милосердия, - “он будет верить милость на Земле”.- “Не твори его”, - говорил дух Правды, - “он ложью осквернит душу свою”. -“Сотвори его”, - говорил дух справедливости, - “добрыми делами он жизнь украсит”. -“Не твори его”, - говорил дух Мира, - “землю враждою заполнит он”. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря: -“Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!” -И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества. -“Для чего”, - сказал Господь, - “пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось”. Определите главные для вас ценности. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т. д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями1 Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.2.  Друзья.3.  Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).4.  Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).5.  Здоровье (физическое и душевное)6.  Интересная работа.7.  Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).8.  Любовь.9.  Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).10.  Свобода (самостоятельность, независимость).11.  Счастливая семейная жизнь.12.  Счастье других.13.  Развитие (работа над собой, самосовершенствование).14.  Развлечения.15.  Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).16.  Творчество (возможность творческой деятельности).17.  Уважение других людей.18.  Уверенность в себе. Человек! Это высокое звание.Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности... Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала Вселенная. Что такое нравственность.Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П. Гольдбах)Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.(Гельвеций) Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое. Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. Зачем любить и ненавидеть? Зачем терять, зачем искать?Зачем былое вспоминать?Зачем живые все живут?В чем смысл жизни заключен?Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто нам дал такое право?Того и я не знаю, ох, не знаю, право…В чем заключен ее закон?И не дает покоя мне, Моей недетской головеОдин единственный вопрос:Зачем родился я и рос? Как называется наука о нравственности?Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира МаяковскогоКрошка сын к отцу пришел,И спросила кроха:Что такое хорошоИ что такое плохо?Как бы вы объяснили это мальчику? (обсуждение). Поступать плохо– это значит:  Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей; Лениться и бездельничать;  Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;  Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;  Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;  Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;  Давать пустые обещания, нарушать слово;   Наушничать, доносить на товарища; Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя; Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;  Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие; Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать; Пустословить, произносить всуе святые имена;  Смеяться над увечными;  Не любить и обижать животных;  Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок Мы смотрим сквозь красивые зеркала И видим жизнь как сгусток темноты. Совсем не различая ни тепла,Ни счастья, ни любви, ни красоты. И доброта в тех зеркалах — обман,Притворство и губительное зло... Так почему же мы так смотрим сквозь туманНа лживое, продажное стекло? Зачем плохое в людях замечатьИ о чужих ошибках говорить?Зачем от черной зависти страдать,На всех потоки ненависти лить?Мы просто перестали уважать, Ценить добро, смеяться и любить. Мы постепенно стал и забывать, Что значит в полном смысле слова – жить. Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.(Апостол Павел)Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше «Христианская мораль – мораль становления человеческой личности– возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л. Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская».(Из книги «Наука и религия») «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения». Л. Н.Толстой Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по - вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).В озлоблении людей.   В разобщении по политическим и идейным мотивам. В эгоизме (каждый по себе).  В исчезновении элементарной культуры поведения.  В утрате идеологической и ценностной ориентации.  В том, что порвалась связь поколений.  В чём ещё?Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе. (Э. Фромм)Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть. (Цицерон) Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите. Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, - закричал Витька, - Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”. “Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. - Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, - сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.Так простой прохожий своим ненавязчивым мужским нравственным примером показал Мите, что такое быть мужчиной ,вдохнув в него глоток мужества, смелости, доброты. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка. “Чтобы стать мужчиной...”Чтобы стать мужчиной, Мало им родиться. Чтоб стать железом, Мало быть рудой. Ты должен переплавиться, Разбиться и, как руда, Пожертвовать собой. У человека всегда есть выбор,но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?” И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя. На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!” Добро и злоДобро и зло творить Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь.Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится. Диагностика отношения к нравственным ценностям. (обсуждение). Список желаний: 1.  Быть человеком, которого любят.2.  Иметь много денег.3.  Иметь самый. современный компьютер4.  Иметь верного друга.5.  Мне важно здоровье родителей.6.  Иметь возможность многими командовать. 7.  Иметь много слуг и ими распоряжаться.8.  Иметь доброе сердце.9.  Уметь сочувствовать и помогать другим людям.10.  Иметь то, чего у других никогда не будет. Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.