Электронная презентация к открытому уроку по русскому языку в 10 классе «Фразеологизмы в языке, тексте, речи»


Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи»
Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Обычное словосочетание ФразеологизмОткрытая степь С открытой душой открытая степь,открытый экипаж,открытая сцена. Во всех словосочетаниях слово “открытый” сохраняет своё значение: свободный для доступа.Свободные (обычные) словосочетания: Открытая степь – бескрайняя степь, бескрайнее пространство. Слова в обычном словосочетании сохраняют свою смысловую самостоятельность, свое лексическое значение, поэтому их не нужно запоминать. В обычном словосочетании каждое слово можно заменить. с открытой душой искренне, доверчиво, откровенноВо фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова. Слова во фразеологизмах теряют свою смысловую самостоятельность. В составе фразеологизмов смысл имеют не отдельные слова, а выражение в целом. Фразеологизмы используются в речи готовыми, их нужно помнить. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Признаки свободных словосочетанийПризнаки фразеологизмов1. Любое из слов можно заменить другими словами.1. В их составе нельзя заменять слова по своему желанию.2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность.3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.3. Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания. Задание. 1 варианту выписать номера, соответствующие свободным словосочетаниям, 2 варианту выписать номера, соответствующие фразеологизмам.1)лизать пятки, 8)от корки до корки,2)делать большие глаза, 9) как гром среди ясного3)выразительные глаза, неба, 4)пруд пруди, 10) возвратиться из похода,5)серый от пыли, 11) черствая корка, 6)по горячим следам, 12)превосходный результат, 7)верящий в победу, 13)сломя голову, 14)призадуматься над задачей. 1 вариант 2 вариант 3 1 5 2 7 4 10 6 11 8 12 9 14 13 Больной вопросВбивать в головуСидеть сложа рукиБелая ворона Тянуть времяВиды фразеологизмовТрещать по швам
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y

Фразеологизмы по своей структуре могут быть разными. Они делятся на три разряда: - фразеологические сочетания,- фразеологические единства,- фразеологические сращения

Во фразеологических сочетаниях одно из слов употребляется лишь в сочетании с другим, к прилагательному обычно можно легко подобрать синоним. Трескучий мороз Скоропостижная смертьСильный мороз Внезапная смерть

ppt_y

ppt_y Фразеологические единстваВ них каждое слово фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл. Вешать лапшу на уши обманыватьпомещать в висячем положениипищевой продукт, приготовляемый из пшеничной муки, замешанной на водеорган слуха, а также наружная часть его (у человека в форме раковины)

ppt_y
ppt_y
ppt_y

ppt_y слова, входящие в состав фразеологических единств, могут иметь и прямое значение, например: держать камень за пазухой, сматывать удочки,части их могут отделяться другими словами, сравните: первый блин комом- первый блин у нее комом. Фразеологические сращения-это «застывшие» смысловые единицы, нерасторжимые, неразложимые словосочетания, свойственный только данному языку. Иногда их называют «витаминами» или «изюминками» речи. Значения фразеологических сращений никогда не совпадают со значениями слов, их составляющих, и поэтому они не переводимы на иностранный язык .

Тесная смысловая спаянность слов фразеологических сращений может закрепляться и поддерживаться рядом условий: наличием непонятных устаревших слов- попасть впросак (ранее просак – «станок») ,- наличием грамматических архаизмов-спустя рукава (сейчас «спустив»), отсутствием в пределах фразеологических сращений грамматических отношений -чем свет, из рук вон (никакой тип связи не определяется).


Рассуждая, отнесите приведенные примеры к той или иной группе фразеологизмов.{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Фразеологические сочетанияФразеологические единстваФразеологические сращениязакадычный друг,закинуть удочку,щекотливый вопрос,поставить крест,сбить с панталыку,7) заклятый враг, 8) бить баклуши,9) идти в гору,10) шутка сказать ,11) точить лясы,12)давать по рукам.

style.rotation
Ответы:{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Фразеологические сочетанияФразеологические единстваФразеологические сращенияЗакадычный другЩекотливый вопросЗаклятый врагЗакинуть удочкуПоставить крестИдти в горуДавать по рукамСбить с панталыкуБить баклушиШутка сказатьТочить лясыВогнать в краскуБелка в колесеВойти в историю
ppt_wr

Фразеологизмы - синонимыОпытный человекТёртый калачСтреляный воробейБыстро Со всех ногТолько пятки сверкали
style.rotation

style.rotation
style.rotation
style.rotation

ppt_xxshearppt_x
style.rotation Делать большие глазаСоотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Девать некудаНа всех парахНе отходя от кассыОткуда ни возьмисьПоминай как звалиДалеко пойтиДержать камень за пазухойИдти в горуПо горячим следамИметь зубПруд прудиСломя головуКак гром среди ясного небаИ след простылВодить за нос


Задание.1. Прочитайте отрывки из литературного произведения.2. Укажите автора, название произведения, жанр. 3. Назовите героев, которым принадлежат данные слова.4. Подчеркните устойчивые выражения, определите их значения.