Дети с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС с ОВЗ


ФГОС Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Председатель Осташковской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на территории МО «Осташковский район», учитель-логопед МБОУ «СОШ № 1» Захарова Любовь Анатольевна Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | глава 5Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников1. Педагогические работники обязаны:1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;7) систематически повышать свой профессиональный уровень;8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; Категории детей с ОВЗДети с нарушением слуха ( тугоухость, глухота)Дети с нарушением речи (расстройство коммуникативной и познавательной функции речи)Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие, с пониженным зрением)Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (врожденная и приобретенная формы)Дети с задержкой психического развития (ЗПР)Дети с умственной отсталостью разной степениДети с расстройством аутистического спектраДети со сложной структурой дефекта Дети с ОВЗФЗ «Об образовании в РФ», №273-ФЗ «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (П.21) В заключении ПМПК указываются:обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходоврекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ1.Вид программы (ООП, АОП, АООП, СИПР)2. Организационная форма реализации программы3. Режим обучения4. Специальные методы и приёмы обучения5. Необходимость сопровождения тьютором или ассистентом6. Индивидуальные и (или) групповые коррекционно-развивающие занятия7. Дополнительные условия8. Срок повторного ПМПК Заключения и рекомендации ПМПК Интеллект в пределах возрастной нормы. Речевой диагноз: ФНР, ФФН, ОНР (для дошкольников) Речевой диагноз: Нарушение чтения и письма обусловленные ФНР, ФФН, и ОНР.Обучение по основной образовательной программе для детей школьного возраста (дошкольного возраста).Задержанное развитие (ЗПР).Речевой диагноз: недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи (ЗПР, ЛУО).Обучение по адаптированной образовательной программе для детей школьного возраста с ЗПР (для детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.)Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей шкального возраста с ЗПР (для детей, обучающихся в коррекционной школе ).Недоразвитие психических процессов (ЛУО).Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Организационная форма реализации образовательной программы: очная, очно-заочная, заочная и др.Режим обучения: полный день, неполный, группа кратковременного пребывания.Необходимость психолого-медико- педагогической коррекции (основные направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательной организации: психолога, логопеда, дефектолога).Сроки повторного ПМПК (в каждом конкретном случае будут свои).В заключении может быть спрогнозирован и рекомендован срок повторного обследования для уточнения ранее данных рекомендаций по созданию специальных образовательных условий. Повторное посещение ПМПК обязательно при переходе ребёнка с ОВЗ с одного уровня образования на другой (в связи с изменением ФГОС). Обучающийся 1 кл.Заключение: Тотальное недоразвитие психических функций (лёгкая степень недоразвития) с нарушением поведения. Нуждается в создании специальных образовательных условий Рекомендации:1. Обучение по АООП для детей школьного возраста с нарушением интеллекта.2.Форма реализации программы: очная.3.Использование специальных методов обучения, специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов в соответствии с программой.4.Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом по развитию познавательной деятельности, формирование алгоритмов учебной деятельности.5.Индивидуальные коррекционные занятия с педагогом-психологом по формированию функций контроля и регуляции.6.Индивидуальные/в группе малой наполняемости занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи. 7.Срок повторного прохождения ПМПК – по решению ПМПк ОО. ФГОС обучающихся с ОВЗ1.10. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных, и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей.2.13. Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования… В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК…(Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014) ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗАООП – адаптированная основная общеобразовательная программаАОП – адаптированная образовательная программаСИПР–специальная индивидуальная программа развитияИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалидаПМПК –психолого-медико-педагогическая комиссияПМПк –психолого-медико-педагогический консилиум Пакет документов для ПМПК (готовит ПМПк совместно с учителем и законным представителем ребенка)Список документов, предоставляемых в соответствии с п.15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082, в территориальную ПМПК для прохождения обследования1. Заявление о проведении обследования на ПМПК 2. Копия свидетельства о рождении ребенка3. Решение коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (предоставляются, только если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении)4. Копию медицинской карты ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда), выписку из истории развития ребенка, для детей с проблемами в освоении программ общего образования-заключение психиатра5. Педагогическую характеристику (предоставляется только на обучающегося, воспитанника образовательного учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором (заведующим) образовательного учреждения)6. Письменные работы по русскому языку и математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенкаЗаранее присылаем заявку на прохождение ПМПК Заявка (образовательное учреждение) на прохождение ПМПКв 2016 году в количестве _______ человек№Ф.И.О. ребенкаДата рожденияПо какой программе обучаетсяПредварительный диагноз Дата последнего обследования                                                                                     Председателю Осташковской территориальной ПМПК Захаровой Л.А. от _____________________________ ___________________________________________ ФИО родителя, лица, его заменяющего (полностью) Проживающего по адресу: ____________________ ________________________________________ _____________________________________ Телефон_______________________________ ЗаявлениеПрошу обследовать моего(ю) сына (дочь) (Ф.И.О. полностью)_________________________________________________________________ ,дата рождения (полностью) ________________________________ , учреждение в котором обучается ребенок, класс (группа)_______________________________________________________________ .дата ______________ __________ (____________________________) подпись, расшифровка подписи ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗЗПР – задержка психического развития.РАС–расстройства аутистического спектра.НОДА –нарушения опорно-двигательного аппарата.ТНР–тяжелые нарушения речиТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития. Модель введения ФГОС обучающихся с ОВЗ Модель введения ФГОС обучающихся с ОВЗ должна подразумевать подготовительный и основной период. Каждый из этих периодов в свою очередь включает некоторый набор последовательных ступеней, предполагающих ряд действий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров каждого из периодов. Подготовительный этап План-график мероприятийпо введению ФГОС обучающихся с ОВЗ образовательном учреждении Разделы плана-графика 1. Организационное обеспечение 2. Нормативное обеспечение3. Кадровое обеспечение 4. Научно-методическое обеспечение 5.Информационное обеспечение6. Финансово-экономическое обеспечение Организационное обеспечение Создание рабочей группы (координационного совета) ОУРазработка плана-графика подготовки ОУ к введению ФОГС Составление плана методической работы ОУРазработка плана повышение квалификации (курсовая подготовка), формирование заявки.Разработка и утверждение АООП и АОП Комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебного плана.Разработка плана ВШК Экспертиза и утверждение рабочих программ по предметам учебного планаОпределение готовности ОУ к введению ФГОС Нормативное обеспечение Разработка и утверждение нормативно-правовых и локальных актов, обеспечивающих введение ФГОС обучающихся с ОВЗ.Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.Формирование списка учебников и учебных пособий в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ.Заключение договоров о взаимодействии с ПМПК, учреждениями дополнительного образования, с учреждениями культуры и спорта. Кадровое обеспечение Реализация программы повышения квалификации и курсовой подготовки работников ОУ.Участие педагогов в работе проблемных семинаров и вебинаров по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗУтверждение штатного расписания и расстановка кадров на текущий учебный год.Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ.Проверка и оценка качества педагогической деятельности по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ Научно-методическое обеспечение Изучение в педагогическом коллективе базовых документов ФГОС обучающихся с ОВЗ в рамках педагогических советов, семинаров, лекториев, практических занятий.Разработка рабочих программ учителями 1-х классов АООП, АОП.Разработка рабочих программ службы сопровождения. Проектирование программы воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.Изучение концептуальных основ УМК по отдельным предметам и учет их при разработке рабочих программ. Информационное обеспечениеИзучение общественного мнения по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ через сайт и опросные листы.Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к информационно-образовательным ресурсам, техническим средствам обучения.Информирование родителей обучающихся о подготовке к введению ФГОС и результатах их введения в ОУ через школьных сайт и стендовые материалы.Проведение родительских собраний в будущих 1-х классах. Финансово-экономическое обеспечениеПроведение инвентаризации материально-технической базы школы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.Внесение изменений в систему оплаты труда педагогических и руководящих работников ОУ, реализующих ФГОС обучающихся с ОВЗ. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС01.09.2016 г Убедиться в наличии справки ПМПКОрганизовать собеседование с родителями по выявлению их мнения относительно предполагаемых условийОпределить дальнейший образовательный маршрут Варианты образовательного маршрута ребенка с ОВЗ Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классеОбучается по АОПЗаявление от родителей о переводе на АОППриказ по школе о переводе на АОПДоговор с родителями (законными представителями) об образованииСоставление индивидуального образовательного маршрута (адаптирование рабочих программ, КИМ, критерий оценивания)Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.)Отслеживание сроков справки ПМПКОбращение в консилиум школы (или в ПМПК) при необходимости изменения образовательного маршрута. Обучается по общеобразовательной программе, но нуждается в специальном сопровожденииТе, кто посещает логопунктТе, кто нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержкеТе, кто нуждается в тьютореЗачисляются на занятия к специалистамСобираются письменные согласия на диагностику и дальнейшую работуЗаключаются договора с родителями (законными представителями) об образованииКорректируется расписание Ребенок с ОВЗ в специальном классеСпециальный класс для любой категории детей, кроме умственной отсталостиЗаявление от родителей о переводе на АОП и в специальный классПриказ по школе о переводе на АОП и зачислении в специальный классДоговор с родителями (законными представителями) об образованииСоставление и утверждение учебного планаСоставление и утверждение АОП, рабочих программ на классСоставление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК , ПМПкОрганизация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.)Отслеживание сроков справки ПМПКОбращение в консилиум школы (или в ПМПК) при необходимости изменения образовательного маршрута. Специальный класс для детей с умственной отсталостьюЗаявление от родителей о переводе на АООП и в специальный классПриказ по школе о переводе на АООП и зачислении в специальный классДоговор с родителями (законными представителями) об образованииСоставление и утверждение учебного планаСоставление и утверждение АООПСоставление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.) Ребенок с ОВЗ на надомном обученииЗаявление от родителей о переводе на АОП (АООП) и надомное обучение с предоставлением справки ВККПриказ по школе о переводе на АОП (АООП) и надомное обучениеДоговор с родителями (законными представителями) об образованииСоставление и утверждение учебного планаСоставление и утверждение АОП (АООП), рабочих программ на классСоставление расписания и маршрута сопровождения с учетом рекомендаций ПМПК , ПМПкОрганизация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.)Отслеживание сроков справки ПМПК (если АОП)Обращение в консилиум школы (или в ПМПК) при необходимости изменения образовательного маршрута (при АОП). Ребенок с ОВЗ на индивидуальном учебном плане-Если он один и с особыми рекомендациями! Алгоритм действий тот же, что и с надомным обучением, но справки ВКК не требуется! Ребенок с ОВЗ, нуждающийся в СИПРЗаявление от родителей о переводе на СИПР Приказ по школе о переводе на СИПРДоговор с родителями (законными представителями) об образованииУстановление диагностического периода для первичного обследования ребенка и разработки СИПРОрганизация материально-технических условийВыбор методов и форм обученияОрганизация присмотра и уходаСотрудничество с родителями (законными представителями) Специальная индивидуальная программа развития -СИПРРазрабатывается командой специалистов с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.Включает содержательный раздел, отдельные программы, присмотр и уход.Рассчитана на взаимодействие специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка.