Дети с ограниченными возможностями здоровья


Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. УренгойУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В. Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (дети с ОВЗ). Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ? Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,  а также речи.  Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта и т.д. Существуют причины появления детей с ОВЗ.1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: • Пренатальные (до рождения ребенка) • Натальные (момент родов) • Постнатальные (после рождения)2. Экзогенные (или внешние) причины социально- биологического характера Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления.3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. 4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.5. Снижена познавательная активность.6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.9. Речь – все компоненты языковой системы слабо сформированы.10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений: планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе. Существует комплексный подход к детям с ОВЗ:1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны специалистов и воспитателей выявление детей через наблюдения).2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально - образовательных маршрутов).3. Охрана и укрепление здоровья детей. Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение. Под  руководством специалистов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания. Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:- беседа с родителями;- изучение медицинской карты ребенка;- обследование физического развития;- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов  (в том числе и речи); Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка. Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации;- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук и т.д. В заключение хотелось бы призвать всех педагогов дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах - одно из проявлений гуманизации общества. Спасибо за внимание!