Презентация Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий


Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий Автор: Бухарова Ирина Витальевна,учитель начальных классоввысшая категорияКачканарский ГО Цель: получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях ФГОС.Задачи:Обработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;Апробация технологических карт и методик оценки уровня формированности УУД;Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня формированности УУД на ступени начального образования;Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС. ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА:Универсальные учебные действия младших школьниковПсихолого-педагогические условия обученияПедагогические технологии в начальной школеУСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОНИТОРИНГА:Банк диагностических методикТехнологические картыКадровый ресурсОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННЫХ МОНИТОРИНГА:Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙКритериями оценки УУД выступают:Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;Соответствие свойств УУД ранее заданным требованиям;Сформированность учебной деятельности у младших школьников, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельности обучающихся.МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИАнкетированиеТестированиеНаблюдение Беседа месяц 9 10 11 12 1 2 3 4 5 Входная диагностика Личностные УУД(мотивация)  Личностные УУД(самооценка; нравственно-этические качества) Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Учебно-познавательные УУД Диагностика итоговая(конец года) ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ № УУД Характер-ка УУД Инструментарий Методы Пер-ость провед-ия Сроки проведения Самопознание и самоопределение Самооценка  Тест на определение самооценки «Лесенка»«Дерево»Методика Захарова тестирование 1 раз в год Февраль(2 полугодие) 3 Смыслообразование Мотивация •Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации Н. Лусканова•Опросник мотивацииА.Д. Андреева (Я учение и эмоц. отношения) ТестированиеАнкетированиеБеседа 1 раз в год Октябрь(1 полугодие) 4 Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»Методика «Незаконченные предложения» анкетирование 1 раз в год Январь - февраль (2 полугодие) 5 Регулятивные УУД Контроль Рисование по точкамРисование по клеточкамКорректурная проба тестирование 1 раз в год Декабрь(1 полугодие) 6 Познавательные УУД Логические УУД Сравни картинкиВыделение существенных признаковЛогические закономерностиИсследование словесно-логического мышления тестирование 1 раз в год Апрель (2 полугодие) 7 Коммуниникативные УУД «Рукавички»«Левая и правая сторона» «Совместная сортировка»«Дорога к дому»«Кто прав?» ТестированиеБеседа Тестирование ТестированиеБеседа 1 раз в год Январь(2 полугодие) Циклограмма мероприятий Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»;Формирование идентичностиличности;Личностное, профессиональное,жизненное самоопределение;Построение жизненных планов. Поиск ответа на вопрос:Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта всобытиях и действиях;Построение системы нравственных ценностей;Нравственно-этическоеоценивание;Осуществление личностноговыбора; Самопознание и самоопределение смыслообразование Нравственно-этическая ориентация УУД Нормативныйпоказатель УУД Класс Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий учитель психолог Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе 3 - сформированны познавательные мотивы и интересы, - сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность), Рекомендации:- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям. - частично сформированны познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),- склонность выполнять облегченные задания,- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)Рекомендации:- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.  - сформирована мотивация избегания наказания,- фиксация на неуспешности Рекомендации:- консультация специалистов,- найти зону успешности ребенка,- ориентировать на внеурочную деятельность.    Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) 4 Ученик:- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, - стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;- мотивирован на высокий результат учебных достиженийРекомендации:Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня Ученик:- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, – стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся; Рекомендации:- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. - частично сформированы познавательные мотивы и интересы, -частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),- склонность выполнять облегченные задания,- ориентирован на внеурочную деятельность,- слабо ориентирован на процесс обученияРекомендации: - консультация специалистов,- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.  1 – 4 «А» 1 – 4 «Б» ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ (ЛИЧНОСТНЫЕ УУД) 1 – 3 «А» 1 – 3 «Б» 1 – 2 «А» 1 – 2 «Б» 1 «А» 1 «Б» 1 «В» Регулятивные УУДобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Оценка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД УУД Нормативныйпоказатель УУД Класс Уровни сформированности Диагностика низкий средний высокий учитель психолог 2 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.-Может принимать лишь простейшие цели.Рекомендации:консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи.-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения Рекомендации:- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления. - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачиРекомендации:поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания 3 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.Рекомендации:- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления. -Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить за пределы требований программы.-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения. Рекомендации:поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..  2 - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.  - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.  -осознает правило контроля.- Ошибки исправляет самостоятельно-контролирует процесс решения задачи другими учениками- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля -  Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)(кодирование)  3- 4 -Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать ихРекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля. -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности. - Ошибки исправляет самостоятельно.-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта. 2 - не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.Рекомендации:консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.- Может оценить действия других учеников.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта. 3 - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач. - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..   4 - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения. Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания. -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач  - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.- Может оценить действия других учеников.- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к  проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..  РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУУД(корректурная проба) 1-4 «А» 1-4 «Б» 1-3 «А» 1-3 «Б» 1-2 «А» 1-2 «Б» 1 «А» 1 «Б» 1 «В» Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников;способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения;принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановкавопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли  Вид коммуникативных УУД   Показатели  Уровень сформированности коммуникативных УУД    Диагностика высокий средний низкий Педагог Психолог  1 класс Коммуникация как кооперация Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.Работать в паре.                    - отвечает на все вопросы. - осознанно стремится к сотрудничеству.Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого.         - частично отвечает на вопросы.-работает в паре ситуативно.Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.        - не идет на контакт (агрессивен или пассивен).Рекомендации:консультация специалистов, поощрения за минимальный результат, групповые задания с друзьями по классу.             Наблюдение Методика «Рукавички» Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД2 класс Коммуникация как кооперация                             Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - осознанное стремление к сотрудничеству. - доброжелатель-но идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.      - участвует выборочно в диалоге. - идет на контакт, когда уверен в своих знанияхРекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.      - не идет на контакт (агрессивен или пассивен)Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.       Наблюдение    Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.(Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова)Образовательная система «Школа 2100» Познавательные УУД Коммуникативные УУД3 класс Коммуникация как кооперация Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.   - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения. - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи. - ведомый - не хочет участвовать в диалоге.- не слушает и не понимает других. Наблюдение   Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.(Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова)Образовательная система «Школа 2100» Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.   Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах). Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.