Презентация по воспитательной работе на тему: Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида


Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII видаИз опыта работы учителя нач. классов Таганрогской коррекционной школы VIII вида Беляевой И. П. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В. А. Сухомлинский Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Повышение психолого-педагогической грамотности родителейОптимизация детско-родительских отношенийПоддержка и повышение социального статуса семейВооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровьяПрофилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.Направления воспитательной работы школы VIII вида с семьями обучающихся вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО;важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.Специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям: В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Воспитательная модель Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителямиПсихолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;конференции;индивидуальные и тематические консультации;родительские собрания и другие)Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс ( дни открытых дверей;дни творчества детей и их родителей;открытые уроки и внеклассные мероприятия;помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;шефская помощь)Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе совета школы;участие родителей класса в работе родительского комитета;участие в работе общественного совета содействия семье и школе) ИндивидуальныеГрупповыеКоллективныеФормы связи школы и семьи посещение на домуприглашение в школуиндивидуальные консультации педагогаперепискародительский лекторийтематические консультацииклассные детские мероприятияродительские вечераклассные родительские собранияобщешкольные родительские собраниядни открытых дверейконцертывыставки учебных работтворческие отчеты Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Индивидуальные формы Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося. При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;не предъявлять претензий к родителям;всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;договариваться о конкретных совместных делах;не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм. Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.Приглашение в школу Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).Индивидуальные консультации, беседы В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. АнкетированиеЗнакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Групповые и коллективные формы Практикумыэто форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей Открытые урокиОбычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр. Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Родительские собрания Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. Классные родительские собрания – 4-5 раз в год. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,подводятся итоги работы. Классные родительские собрания Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», Проблемы адаптационного периода обучающихся подготовительного класса», «Игра в обучении ребенка», «Ребенок и природа» и др.В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе.Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач. Классные детские мероприятия. Организация совместных досуговых мероприятий.Формы досуга:совместные праздники, дни именинника;подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей; соревнования, конкурсы.Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. План работы с родителями обучающихся подготовительного классана 2011-2012 уч. год {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сроки проведенияТематикаДата{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сентябрь1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»2. Анкетирование родителей.3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Индивидуальные беседы «Особенности адаптационного периода». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Октябрь1. Посещение семей учащихся.2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 4. Утренник «Праздник урожая»5. Родительское собрание «Итоги первой четверти» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Ознакомление с портфолио обучающихся).  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сроки проведенияТематикаДата{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ноябрь1. Посещение семей учащихся. 2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка».3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».4. Утренник «Осень»5. Индивидуальные беседы.6. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Декабрь1.Индивидуальная работа с родителями.2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году»3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия». Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся).4. Новогодний утренник  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сроки проведенияТематикаДата{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Январь1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Групповая консультация-беседа «Режим дня ребенка» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Март1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 2. Праздник «Масленица»3. Индивидуальные консультации и беседы.4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Февраль1. Посещение семей учащихся.2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка».  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сроки проведенияТематикаДата{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Апрель1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Выставка детских работ по ручному труду и ИЗО. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Май1. Индивидуальные консультации и беседы.2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности (Портфолио обучающихся).3. Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.  Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.Заключение «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».(Антон Семёнович Макаренко) Источники шаблонов и картинок:Якушевская Юлия Сергеевна МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» города Омска Учитель информатики Сайт конкурса http://pedsovet.su При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.3. Дульнев Г.М. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.8. Синева Л. А. учитель математики Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Статья. Сайт festival.1september.ru/articles/507417Литература: