Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида


Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушением интелекта. Из опыта работы классного руководителя Специального коррекционного класса VIII вида МКОУ «СОШ № 9»ст. Темнолесской Прокоповой В.Н. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В. А. Сухомлинский Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Повышение психолого-педагогической грамотности родителейОптимизация детско-родительских отношенийПоддержка и повышение социального статуса семейВооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровьяПрофилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления. Направления воспитательной работы в классах VIII вида с семьями обучающихся вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех; поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО;важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах. Специфические обязанности по отношению к родителям: В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Воспитательная модель Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями Психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации;родительские собрания и другие) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия;помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета) Индивидуальные Групповые Коллективные Формы связи школы и семьи посещение на домуприглашение в школуиндивидуальные консультации педагогапереписка родительский лекторийтематические консультацииклассные детские мероприятия классные родительские собранияобщешкольные родительские собранияконцертывыставки учебных работтворческие отчеты Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Индивидуальные формы Посещение семьи Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося. При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила: проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;не предъявлять претензий к родителям;всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;договариваться о конкретных совместных делах;не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм. Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. Приглашение в школу Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Индивидуальные консультации, беседы В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Переписка с родителями Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. Анкетирование Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Групповые и коллективные формы Родительские лектории Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе, сообщить знания из различных разделов дефектологии, дать практические советы и рекомендации по воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и т.д. Сентябрь -“Трудовая деятельность - основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудитьсяОктябрь -“Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.Ноябрь -“Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.Декабрь -“Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.Январь -“Причины возникновения осложнений в развитии детей”.Февраль -“Своеобразие развития детей”.Март -“Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”.Апрель -“Особенности поведения учеников коррекционных классов”.Май -“Организация свободного времени детей в период летних каникул”.. Примерная тематика родительских лекториев на учебный год. Открытые уроки Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр. Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: Стили семейного воспитания Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. Как помочь подростку приобрести уверенность в семье. Роль семьи в развитии способностей. Родительские собрания Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год. Классные родительские собрания – 4-5 раз в год. На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,подводятся итоги работы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана. Классные детские мероприятия. Организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники, дни именинника;подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей; соревнования, конкурсы. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Наши достижения. План работы с родителями обучающихся специального класса 8 видана 2012-2013 уч. год Сроки проведения Тематика Дата Сентябрь 1. Родительское собрание «Стили семейного воспитания»2. Анкетирование родителей.3. Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. 4. Индивидуальные беседы Октябрь 1. Посещение семей учащихся.2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника». 4. Родительское собрание «Итоги первой четверти» , « Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» Сроки проведения Тематика Дата Ноябрь 1. Посещение семей учащихся. 2. Групповая консультация-беседа «Роль семьи в формировании личности ребенка».3. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».4. Индивидуальные беседы. Декабрь 1.Индивидуальная работа с родителями.2. Совместное творческое дело «Готовимся к Новому году»3. Родительское собрание «Итоги первого полугодия». 4. Новогодний утренник Сроки проведения Тематика Дата Январь 1. Внеклассное мероприятие с участием родителей «День именинника».2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Групповая консультация-беседа «Режим дня ребенка» Март 1. Внеклассное мероприятие «День именинника». 2. Праздник «Масленица»3. Индивидуальные консультации и беседы.4. Родительское собрание «Итоги третьей четверти» « Роль семьи в развитии способностей ребенка» Февраль 1. Посещение семей учащихся.2. Индивидуальные консультации и беседы.3. Родительское собрание «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка». Сроки проведения Тематика Дата Апрель 1. Посещение семей учащихся. 2. Индивидуальные консультации и беседы. Май 1. Индивидуальные консультации и беседы.2. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности3. Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей.4. Участие в районом конкурсе Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе. Заключение «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». (Антон Семёнович Макаренко)