А.Т.Твардовский Рассказ танкиста (презентация к уроку в 5 классе)


Дети и война.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»Составил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Лорино» Камышева Светлана Ильинична Прошла война, прошла страда,Но боль взывает к людям.Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем! Александр Трифонович Твардовский Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне.Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Юлия Друнина(1924 – 1991)
Ольга БерггольцНаши матери, наши детиПревратились в эти холмы…Больше всех,Больше всех на светеМы фашизм ненавидим.Мы! (1910 – 1975) Но эти три березыПри жизни никому нельзя отдать…Константин Симонов 22 июня 1941 года вероломным нападением гитлеровских сил началась Великая Отечественная война
Какой названа в песне война? Эта песня была очень популярна в годы Великой Отечественной войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа. Люди уходили на фронт… Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые. Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, убивали стариков и женщин, детей и раненых. На защиту Родины поднялись всем миром. Стар и млад. Как-то невероятно повзрослевшие сорванцы, еще вчера гонявшие во дворе мяч, и девчонки, оставившие младшим сестренкам своих кукол, взяли в руки оружие. Воевали все. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства». Л.Н.Толстой. - Как вы понимаете эти слова Л.Н.Толстого?Детство – прекрасная и счастливая пора, когда человек должен жить без забот. Это такой волшебный мир, в котором ребенок может поиграть в куклы, в машины, в мяч.
СВЕТЛЫ И ЛУЧЕЗАРНЫ ДНИ,КОГДА ОСВЕЩЕНЫ ЛУЧАМИ СОЛНЦА МИРНОГО ОНИ.НО ЕСЛИ ЖЕ ГРОЗОЙ ВОЕННОЙ НЕБОСКЛОН ОБЪЯТИ ДЕТИ ОТ РАЗРЫВОВ БОМБ НЕ СПЯТ,ТО ДЕТСТВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СТРАДАНЬЕ, В КАКОЕ-ТО ЧУДОВИЩНОЕ ИСПЫТАНЬЕ

Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.О юных героях написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.


В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства.А.Т. Твардовский родился в смоленской деревне в семье кузнеца. В годы войны был военным корреспондентом, написал поэму «Василий Теркин». Ю.М.Непринцев.Картина «Отдых после боя» В центре картины рассказчик. Все смеются, а задорное слово на войне – самое дорогое угощение – оно бодрит, отвлекает от горя, вселяет веру в победу над врагами. Приглядевшись, мы замечаем: зима, снег, солдаты на снегу, видимо, бой был трудный, они буквально валятся с ног, но взоры почти всех направлены на одно лицо. Что же рассказывает этот солдат? Может быть, даже стихи?!Чтение баллады «Рассказ танкиста» На привале. «Найди половинку!» 1 группаСолдату солдат – и друг и брат.Родина – мать, умей за нее постоять.В бою будь смелым и ловким, умей применяться к обстановке.Кто много болтает, тот врагу помогает. 2 группа Умей распознать врага, храни родные берега. Зорки и бдительны Родины хранители. Где разиня и разгильдяй, там проходит фашист-негодяй. Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист. На привале. «Найди половинку!» 3 группаНа посту заснешь – Родину подведешь.Тому пуля – кто уснет в карауле.В карауле закон прост: зорко охранять пост.Держи ушки на макушке, а глаза на мушке. 4 группа Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист. Дойдут наши ноги  до фашистской берлоги. В нашем взводе плохие стрелки не в моде.   Кто на войне глазами хлопает, того враг слопает. Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение, какие слова указывают на это?  О каком событии идет речь в стихотворении? Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить? В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?БЕСЕДА       Чтение отрывка из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (учебник, с. 158, задание 2) Приморская государственная картинная галерея, Владивосток Ю.М.Непринцев. «Вот солдаты идут».Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...». На переднем плане – выжженная трава, чуть дальше растянулась цепь воинов в выцветших гимнастёрках, с оружием в руках. За их крупными фигурами в том же направлении движутся танки и пехота, на дальнем плане – клубы дыма, пыли и огня, закрывающие небо.По опалённой войной родной земле идут солдаты, защитники Отечества, усталые, измученные, израненные, но непоколебимые в своём мужестве. Идут из боя в бой. Какие строчки из стихотворения можно подобрать к этой картине?
А теперь представьте себе, что внезапно по этим людям, по танкам начинает бить вражеская пушка, гибнут люди на своей земле. Зачитайте слова, говорящие , как фашисты безжалостно уничтожают освободителей Так какой поступок совершил мальчик, как можно назвать его? Какие качества потребовались мальчику? какие строчки говорят, что эти качества не внезапно проснулись, а давно присутствовали в его характере. Вспомните определение баллады (с. 292 учебника).Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.В основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- современный рыцарь- мальчик-герой.
Домашнее заданиеВыразительное чтение стихотворения «Рассказ танкиста»В. 2 к разделу «Совершенствуем вою речь» на с. 159Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о К.Симонове. Шаблон презентации – сайт:http://elenaranko.ucoz.ru/Картины Ю.Непринцева - http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-yuriya-neprinceva-otdyx-posle-boya/; http://vinodlya.narod.ru/new_page_200.htm Интернет-ресурсы