Презентация по русскому языку на тему Глагол


« Глагол » «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа». Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить учащихся приемам осмысленного чтения информационного текста; Систематизация и обобщение знаний о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи. Методы и приемы урокаусвоение нового материала беседапрактическая работазакрепление материала Этот знак – хитрый знак. Не сказать его никак,Он не произносится, Но в слово часто просится.Почему у дома уголПревратился сразу в уголь?Без пожара, просто такЭто сделал мягкий знак. «Ь» Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.(Уголь, соль, коньки и т. д.) Еще выполняет в слове роль разделительного знака. (Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.) Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед е, ё, ю, я, и. ТишьДочь рожь БеречьСтеречьЖечь «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии» «Ь» – показатель мягкости,«Ь» – разделительный знак,«Ь» – грамматический показатель. Словарная работа. Слать (послать) – отправить. Проспрягайте этот глагол. Я шлюТы шлешьОн шлет Мы шлемВы шлетеОни шлют В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак? Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем. Поставьте глаголы во 2-м лице единственного числа. Объясните нписание в них мягкого знака.Стремиться, шептать, кричать, говорить, хохотать, улыбаться, смеяться, гореть, тлеть, полыхать. Задание 1.Найдите в каждом предложении глаголы, объединенные в видовые пары, подчеркните их, укажите вид глаголов.1.Делать дело еще не значит сделать его. 2. Ты так долго списываешь задание, что я и не знаю, спишешь ли ты его когда-нибудь. 3. Ну вот, строил – строил и построил! 4. Ремонтировать и отремонтировать – это не одно и то же. 5. Ты так долго писал это сочинение, что, наверно, и не поверил, что все-таки написал его. 6. Я начал решать эту задачу и решу ее во что бы то ни стало. Задание 2.Соедините предложения так, чтобы получились пословицы. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните написание – тся и ться в глаголах.Кто умеет веселит(?)ся,…(Не) плюй в колодец:…Кто любит трудит(?)ся,…Плох тот солдат,…(не) ошибает(?ся тот, …от работы руки…тому без дела (не) сидит(?)ся.тот горя (не) боит(?)ся.(не) отнимут(?)ся.пригодит(?)ся воды напит(?)ся.кто (не)надеет(?)ся быть генералом.кто ничего (не) делает. Употребление глаголов в речи Шуточный рассказ под названием « Один день». Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натягиваю, сплю … Будит, сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу …Жду, жду – не идет. Бегу, бегу, бегу … Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают, пробираюсь,Сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем, раскладываем. Сосредотачиваемся, решаю, не могу решить, сижу, оглядываюсь, заглядываю: «Дай списать!» Списываю, ошибаюсь, перечеркиваю. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, машем, кричим.Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, решил, начал писать … Кричат, бегают. «Забил!.. Промазал!» Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю …Упал, зацепился, порвал … Идут, кончили работать, зовут …Вспоминаю – вспомнил, не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, натягиваю, засыпаю. ( Л. Чеснокова) Итог урока1.       С какой частью речи мы сегодня работали?2.       Какие правила повторили на уроке? Домашнее задание (на выбор)Составить рассказ из одних глаголов;2)Найти небольшой отрывок из программного художественного произведения с безударными личными окончаниями глаголов. Объяснить написание гласной в окончании, указать спряжение, лицо и число.