Презентация по литературе на тему Постижение гармонии. Жизнь и творчество А.С. Пушкина (9 класс)


ПушкинПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИПОДОЛЬСКАЯ ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНАучитель высшей категории КГУ СОШ № 4 г. Семей ВКОиз опыта работы над изучением произведений А.С. Пушкинаг. Семей Крещение Абрама Ганнибала в Вильне 1707г.Предки Пушкина - ГаннибалыХУДОЖНИК. Представленные здесь полотна принадлежат кисти липецкого художника Виктора Мефодиевича Лузанова, увлекшегося историей рода Ганнибалов. Да и как не увлечься, если история рядом! Дело в том, что село Покровское, когда-то числившееся в Тамбовской губернии, это ныне село Кореневщино Липецкой области. «Через художника, - считает Виктор Мефоди-евич, человечество может видеть себя, оставляя из века в век свои свидетельства жизни».


Тема любви в лирике Пушкина – это выражение восторга перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему человека чувству, выражение безграничного уважения к женщине ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ПУШКИНАХуд. Т. Неклюдова, 1997г.

Самые трогательные строки поэзии Пушкина, нежные, глубокие, сердечные, обращены к его няне.Подруга дней моих суровых...Ах! Умолчу ль о мамушке моей,О прелести таинственных ночей,Когда в чепце, в старинном одеянье,Она, духов молитвой уклоня,С усердием перекрестит меняИ шепотом рассказывать мне станетО мертвецах, о подвигах Бовы…От ужаса не шелохнусь, бывало,Едва дыша, прижмусь под одеяло,Не чувствуя ни ног, ни головы.«Сон». 1816 г.Пушкин и няня (зимний вечер). Н.В. Ильин. (1894-1954). 1949Михайловское. Домик няни. Комнатка няни в ее домике Арина РодионовнаЯ.П. Серяков. Барельеф. 1840г.Вот опальный домик,Где жил я с бедной нянею моей.Уже старушки нет – уж за стеноюНе слышу я шагов ее тяжелых,Ни кропотливого ее дозора.Фото Е. Касина. Михайловское. Усадьба А.С. Пушкина. 1988г.Не буду вечером под шумом буриВнимать ее рассказам, затверженнымС издетства мной – но все приятных сердцу,Как песни давние или страницыЛюбимой старой книги, в коих знаем –Какое слово где стоит.Бывало ее простые речи и советыИ полные любови укоризныУсталое мне сердце ободрялиОтрадой тихой.1835.








Как-то вечером, вскорепосле приезда Анны Петровны,Прасковья Александровна предложилаВсем отправиться на прогулку изТригорского в Михайловское.Пушкин очень обрадовался.Заложили экипажи и поехали. В эту ночь поэт и его гостья долгогуляли по липовой аллее. На другой день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришел в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами, посвященными Анне Петровне Керн. В них было все: и воспоминание о первой мимолетной встрече у Олениных, и та светлая радость, то обновление, те мечты и надежды, которые пробудило в душе поэта их новое свидание в деревне. «Я помню чудное мгновенье…» Истинное чувство вечно, оно искренно и потому встречает отклик в душах людей. Стихи Пушкина вдохновляли других поэтов.Порой столкнешь событья, даты Она споткнулась здесь о камень,И словно вспыхнет свет во тьме… Не разглядев его во мгле.Влюбленный Пушкин в 25-м Его я выкопал руками -Об Анне Керн писал в письме: Теперь он на моем столе.«Я что ни ночь брожу по саду А рядом – ветвь гелиотропа, И повторяю: здесь она Подаренного ею мне!Меня дарила добрым взглядом, Ее унесшей тройки топотСо мной болтала дотемна. Мне часто слышится во сне… Вл. Бушин «Цветок и железо»Случилось это в день приезда,С ней говорил какой-то князь.«О боже! Как она прелестна!» -Подумал Пушкин, наклонясь. Она ничуть не оробела. А он нахлынувший восторг Переводил в слова несмело. И вдруг нахмурился, замолк.Она ж, не подавая вида,К нему рванулась всей душой,Как будто впрямь была повиннаВ его задумчивости той.Что сочиняете, чем нынеВы поразите, Пушкин, нас? –А он, как пилигрим в пустыне,Шел к роднику далеких глаз. Ему хотелось ей в ладони Уткнуться. И смирить свой пыл. - Что сочиняю? Да не помню… Увидел вас и все забыл.Ничто любви не предвещало –Полуулыбка, полувзгляд.Но мы-то знаем: здесь началоТех строк, что мир потом пленят. И он смотрел заворожено Вслед уходившей красоте… А чьи-то дочери и жены Кружились в гулкой пустоте. А. Дементьев. «Встречи с Керн».П.П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском. 1932 - 1951А.П. Керн. Миниатюра.20-е годы ХIХ века.А.П. Керн. Рисунок Пушкина 1829г.Пушкин и Анна Керн . Н. Рушева, 1968




А.С. ПУШКИН1. Я вас любил: / любовь еще, быть может , А 2. В душе моей / у+гасла не со+ всем; Б3. Но пусть она / вас больше не тревожит; А4. Я не хочу печалить вас ничем… Б5. Я вас любил / без+молвно, без+надежно,6. То робостью, / то ревностью то+м|им;7. Я вас любил / так искрен+но, так нежно,8. Как дай вам Бог / любимой быть друг|им.1829ЯЯВАСВАСЯэпитетэпитетэпитетэпитетэпитетВ стихотворении Ф. Тютчева нет архаизмов, фразеологических оборотов. Воспоминание – через отрицание.Время золотое – в переносном значении – золотой расцвет чувств, а затем – поздняя осень, «в отжившем сердце»..«Как поздней осени порою» - утраченная молодость.Союз И – усилительно-эмоциональный, повествовательно-присоединительный. Придает речи величавость, торжественную напряженность. Союз усиливает впечатление замедленного перехода одного действия или состояния к другому и подчеркивает напряженность.« У Тютчева… поэзия была той психологической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет Божий уже в виде поэтического представления. У него не то что мыслящая поэзия, - а поэтическая мысль, - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли.» И.А. Аксаков, С.С. АксаковФ.И. ТЮТЧЕВК. Б.Я встретил ВАС – и все былоеВ отжившем сердце ожило; В ОТ+ЖИВШЕМ – ОЖИЛО - ЖИЗНЬЯ вспомнил время золотое – метафорический эпитетИ сердцу стало так тепло… развернутая метафораКак поздней осени пороюБывают дни, бывает час, ВРЕМЯ→ДНИ→ЧАС ЛЕТ→ВЕККогда повеет вдруг весною ОСЕНЬ→ВЕСНА И что-то встрепенется в нас, - встрепенется- олицетворениеТак, весь обвеян дуновеньем А гиперболаТех лет душевной полноТЫ, Б полноты - метафораС давно забытым упоеньем АСмотрю на милые черТЫ… Б смотрю - любуюсь сравнение, гипербола, метафорические эпитетКак после вековой раз+луки, разлуки - насильственноГляжу на ВАС, как бы во с|не, - И вот - слышнее стали звуки, п/о – метафор. гиперболаНе у + молкавшие во мне… Почему не С+молкавшие? ТУТ = ЗДЕСЬТут не одно вос+поминанье, ТУТ – указат. местоим.Тут жизнь заговорила вновь, - Контраст, контекст. противопост.И то же в ВАС ОЧАрованье, То же, та ж - усилениеИ та ж в душе моей любовь!..6 июля 1870 «Выезд Пушкиных» Цветная гуашь.«Венчание». Акварель 18 февраля 1831 года Пушкин был обвенчан с Гончаровой в церкви Старого Вознесения в Москве, у Никитских ворот. День его рождения был тоже в самый праздник Вознесения Господня. Обстоятельство это он не приписывал одной случайности. Важнейшие события его жизни, по собственному признанию, все совпадали с днем Вознесения» П.В. Анненков «Я женат – и счастлив. Одно желание мое, - чтоб ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Пушкин - Плетневу « Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…» Пушкин – Н.Н. Гончаровой, 30 июля 1830г., из ПетербургаИсполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образецА.С. Пушкин. «Мадонна», 1830. …Любовь его [Пушкина] к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее. В.А. Нащокина







ВРЕМЕНА ГОДАВ ПРОИЗВЕДЕНИЯХА.С. ПУШКИНАЮ.Т. Звирбулис. Эскиз суперобложки к «Евгению Онегину». 1973
Город Пушкин.Большой каприз. 70-е гг. ХVIII в.Архитектор В.И. НееловГород ПушкинВерхний пруд у «Скрипучей беседки». 1778-1786Архитектор Ю.М. ФельтонГород Пушкин.Большой (Екатерининский) дворец. 1744-1756Архитектор Ф.-Б. РастреллиМгновения жизни А.С. Пушкина Е.А. Устинов (заслуженный худ. России)«ПРОГЛЯНЕТ ДЕНЬ, КАК БУДТО ПОНЕВОЛЕ». ТРИГРСКОЕПушкинская О С Е Н ЬСкамья Онегина. 1974. Т. Радимова.А.С. Пушкин. 1987. Н. Соколов







ЗАДАНИЕ. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните дополнения, определите их вид и укажите, какими частями речи они выражены.Теперь моя пора я не люблю весны…И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы.Цветы последние милей р…скошных перв…нцев полей.Т…мленье страшное р…злуки мой стон м…лил не пр…рывать.На море синее вечерний пал туман.ЗАДАНИЕ. В предложениях выделите важнейшие значения винительного падежа существительных: 1) значение объекта, на который переходит действие; 2) раскрывает содержание действия; 3) обозначает меру времени, пространства и расстояния.Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. … Вновь я посетил тот уголок земли, Где я провел изгнанником два года незаметных.Оснастив свой корабль вдохновения, Пушкин написал о неутолимой жажде творчества, о жажде неосвоенного пространства. Корабль «Осени» - воплощение самых древнейших, глубинных и сильных движений души, которые обеспечивают человеку его непрерывное совершенствование. Ход корабля или его спуск – нередкая тема у Пушкина… «Осень», написанная о медленном круговороте времен года, о скромной русской природе, разрешается образом вечного поиска, вечного стремления навстречу неизведанному. Пора сна и «пышного увяданья» природы готовит духовный расцвет человека. Художественный эффект концовки оценили далеко не все пушкинисты. Иные считают «Осень» просто неоконченной. Разумеется, неоконченность здесь мнимая… Содержание «Осени» развертывается как сложное двойное движение человека сквозь природу и природу сквозь человека. В самом высшем своем смысле оно означает прекрасное и постоянное творчество природы, созданием которой оказывается человек и его духовный мир. Ю. Чумаков ЗАДАНИЕ. Прочтите отрывок из стихотворения «Румяный критик мой…» (1833). Какую картину жизни людей описывает Пушкин на фоне «дождливой осени»? Сравните это описание с отрывком из стихотворения великого казахского поэта Абая «Осень». В чём созвучны эти произведения? Тучи серые, дождь недалек. Осень. Голую землю туман заволок. То ль от сырости, то ль, чтоб согреться, резвясь, Стригунка догоняет в степи стригунок. Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих Звонкий гомон детей, смех ребят молодых. И деревья, как нищие старцы, стоят Оголенные, листьев лишившись своих… Дуют ветры, становится все холодней, Стужа мучает и стариков и детей. Псы голодные ловят мышей полевых, Не найдя, как бывало, объедков, костей… (1889)


З И М Н И Й В Е Ч Е РВыпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девицаЗа водой по утру шла.Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Давайте побеседуем.ЗАДАНИЕ. Прочтите перевод стихотворения Пушкина. Объясните, как вы понимаете следующие слова кровля, лачужка, веретено.Каким вы представляете Пушкина как человека после знакомства с приведенным стихотворением?Кого автор называет «добрая подружка» и почему?Какие чувства возникают в нашей душе, читая стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»?Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит.Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена? 1825перевел на казахский языкСагидолла Кожагелдиновг. Семипалатинск, 2002 Одно из самых грустных стихотворений Пушкина. Оно написано в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое время для поэта. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечении няни Арины Родионовны. В то же время Пушкин переживал тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в молодых романтических идеалах и не найдя ещё новых. Он был близок к самоубийству или тому, чтобы сделаться «пьяницей с горя, то есть самым горьким пьяницей», как писал он позже в одной своей повести… Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури, темная и печальная лачужка – всё это создает настроение томительной тоски. Трагически звучат дважды повторенные слова: «Выпьем с горя!»Сагидолла Шаяхметович КожагельдиновУченый-математик, доцент государственного университета г. Семипалатинска,




ЗАДАНИЯ.Определите главную мысль текста.Каким настроением проникнуто все стихотворение?Найдите в стихотворении устаревшие слова, какую роль они выполняют в тексте?Найдите в стихотворении эпитеты и метафоры, какова их роль в данном произведении?Выучите стихотворение наизусть. «З И М Н И Й В Е Ч Е Р» Любопытна судьба одного из популярнейших стихотворений Пушкина. Многие известные композиторы, исполнители, вокалисты, певцы стремились передать лирическое содержание «Зимнего вечера». Существует около 50 музыкальных версий этого замечательного произведения в самых различных жанрах. Это и хор А. Даргомыжского (1853г.), и романсы (песни) Н. Метнера (1903г.), Э. Направника (1879г.), Г. Свиридова (1935г.). Наиболее, однако, устойчивую популярность завоевал романс, написанный соучеником поэта лицеистом М. Яковлевым еще в 1832. Михаил Матусовский так объяснял замечательный феномен поэзии Пушкина: «Знакомясь с пушкинскими записями, начинаешь понимать, откуда в стихах самого поэта такая естественная песенная простота. Есть у Пушкина такие стихи, что композиторам оставалось только угадать музыку, живущую в них. Есть стихи, которые сами по себе – уже песня, вне зависимости от того, положены ли они на музыку или нет. Нужно было долго вслушиваться в песни псковской земли, чтобы написать так, простей простого: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. В этих четырех строках – вся русская песня. Было бы удивительным и странным, если бы они не стали песней». СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ Вы знакомитесь с лирикой А.С. Пушкина. И, наверное, вы согласитесь с тем, что его стих необыкновенно музыкален, ритмичен, разнообразен по своему строению, в нем «ропот волны», и аромат весны, и сила богатырского удара меча (вспомните высказывание В.Г. Белинского о стихах Пушкина). На примере пушкинских стихов можно установить особенности русского стихосложения. Стихосложение во многом зависит от языка. Русский язык допускает разные виды чередования слогов и знает соответствующие стопы: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Если присмотреться и прислушаться к стихам, какими написан «Евгений Онегин», можно обнаружить, что в романе использован четырехстопный ямб. Ямб - это стих, в каждой строке которого четыре раза повторяется сочетание (стопа) безударного слога с ударным («Не мы'сля го'рдый свет заба'вить»). Противоположное расположение слогов в стопе (сначала ударный, затем безударный), называется хореем («Мча'тся ту'чи, вью'тся ту'чи»). Казахский язык отличается от русского. Казахский поэт не строит свой стих на чередовании ударности и безударности. Он в поэтическом произведении соблюдает при построении строки количественное равенство слогов, пользуется иногда строками в 5 слогов, в 7 слогов или 8 (как в «Сегiз аяк» Абая). В другом случае он пишет строками, каждая из которых насчитывает, скажем, 11 слогов (как в поэме Сабита Муканова «Сулушаш»). Стихосложение, принятое со времен Ломоносова в русской поэзии, называют силлабо-тоническим. Казахское стихосложение – силлабическое. Худ. Борис ЩЕРБАКОВ


МОРЕИ.К. Айвазовский. Восход луны в Феодосии. 1892
И.К. Айвазовский. Среди волн. 1898 Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно. На формирование творчества Айвазовского большое влияние оказала поэзия А.С. Пушкина, поэтому часто перед картинами Айвазовского в нашей памяти возникают пушкинские строфы. Творческое воображение Айвазовского в процессе работы не было ничем стеснено. Создавая свои произведения, он опирался только на свою, действительно необыкновенную зрительную память и поэтическое воображение. Художник сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.Так ныне, океан, я жажду бурь твоих –Волнуйся, восставай на каменные грани,Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,Как зов давно желанной брани,Как мощного врага мне чем-то лестный гнев… Баратынский

И живопись, и поэзия создают, прежде всего, художественный образ, созданный из сложных взаимоотношений цвета, линии, формы и композиции, или ритма, музыки слов и интонаций. И художник и поэт пользуются языком метафор, только в живописи в качестве метафоры могут выступать цвет – насыщенно-яркий, прозрачно-нежный, торжественный или мрачный, и линия – плавная, мягкая, или резкая, решительная, болезненно-изломанная, а в поэзии этот же эффект достигается сравнениями, стихотворным размером, рифмами.И.К. Айвазовский. Черное море. 1881
В.А. ЖуковскийМОРЕ элегия Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты.Безмолвное море, лазурное море,Открой мне глубокую тайну твою:Что движет твое необъятное лоно?Чем дышит твоя напряженная грудь?Иль тянет тебя из зымныя неволиДалекое светлое небо к себе?..Таинственной, сладостной полное жизни,Ты чисто в присутствии чистом его:Ты льешься его светозарной лазурью,Вечерним и утренним светом горишь,Ласкаешь его облака золотыеИ радостно блещешь звезла'ми его.Когда же сбираются темные тучи,Чтоб ясное небо отнять у тебя –Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…И мгла исчезает, и тучи уходят,Но, полное прошлой тревоги своей,Ты долго вздымаешь испуганны волны,И сладостный блеск возвращенных небесНе вовсе тебе тишину возвращает;Обманчив твоей неподвижности вид:Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Ф.И. ТютчевEst in arundineis modulatio musica ripis Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.)Певучесть есть в морских волнах, АГармония в стихийных спорах, БИ стройный мусикийский шорох БСтруится в зыбких камышах. АНевозмутимый строй во всем,Созвучье полное в природе, -Лишь в нашей призрачной свободеРазлад мы с нею сознаем.Откуда, как разлад возник?И отчего же в общем хореДуша НЕ то поет, что море,И ропщет мыслящий тростник?И от земли до крайних звездВсе безответен и понынеГлас вопиющего в пустыне,Души отчаянный протест?11 мая 1865 г. А.С. Пушкин К МОРЮ элегия Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой.Как друга ропот заунывный, А Как зов его в прощальный час, БТвой грустный шум, твой шум призывный АУслышал я в последний раз. БМоей души предел желанный! АКак часто по берегам твоим ББродил я тихий и туманный, АЗаветным умыслом томим! БКак я любил твои отзывы, АГлухие звуки, бездны глас БИ тишину в вечерний час, БИ своенравные порывы! АСмиренный парус рыбарей, А Твоею прихотью хранимый, БСкользит отважно средь зыбей: АНо ты взыграл, неодолимый, БИ стая тонет кораблей. АНе удалось навек оставить АМне скучный, неподвижный брег, БТебя восторгами поздравить АИ по хребтам твоим направить АМой поэтический побег! БТы ждал, ты звал… я был окован; АВотще рвалась душа моя: БМогучей страстью очарован, А У берегов остался я… Б1824 г.






А.С. ПУШКИН1824 г.ДРУГ« Ты ждал, ты звал… я был окован;Вотще рвалась душа моя:Могучей страстью очарован,У берегов остался я…»«Судьба земли повсюду та же:Где капля блага, там на стражеУж просвещенье иль тиран…»Ф.И. ТЮТЧЕВ11 мая 1865 г.Мусикийский – музыкальный.Мыслящий тростник – образ, восходящий к известному афоризму Б. Паскаля: «Человек не более, как самая слабая тростинка в природе, но это – тростинка мыслящая» («Рense'es» - «Мысли»).ГАРМОНиЯМОРЕДУШАСИМВОЛ СВОБОДЫвекХVIIIХIХэлегияПРИЗРАЧНАЯ СВОБОДАСВОБОДНАЯ СТИХИЯНАПОЛЕОН БАЙРОНТоржественная красаФИЛОСОФИЧНОСТЬМУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХАРИТМИЧНОСТЬАССОЦИАТИВНОСТЬЖИЗНЬСОЗВУЧИЕ ПОЛНОЕ В ПРИРОДЕИ.К. АйвазовскийДУШИ ОТЧАЯННЫЙ ПРОТЕСТ В одухотворении природы заключен глубокий смысл. Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт художественными средствами утверждает свою мысль: « Святейщее из званий - человек», и «Мир существует только для души человеческой» ПОСЛЕДНЕЙПУШКИНСКОЙДОРОГОЙfill.on Место дуэли А.С. Пушкина на Черной речке. Акварель Лобанова. 1837г.С натуры рис. Рейнгардт. 1880г. Здесь 27 января (ст. стиля) 1837 года проходила дуэль Пушкина с Дантесом. Место поединка было найдено на Черной речке вблизи Камендантской дачи. Площадку окружал густой кустарник, скравший от извозчиков, оставленных на дороге, то, что происходило. Памятный обелиск отмечает место, где был смертельно ранен А.С. Пушкин. ….Снег был по колена; по выборе места надобно было вытоптать в снегу площадку, чтобы и тот и другой удобно могли и стоять друг против друга, и сходиться. Оба секунданта и Геккерн занялись этою работаю; Пушкин сел на сугроб и смотрел на роковое приготовление с большим равнодушием. Наконец, вытоптана была тропинка в аршин шириною и в двадцать шагов длиною; плащами означали барьеры… В.А. Жуковский – С.Л. Пушкину. Пушкин носил тяжелую железную палку. Дядя спросил у него однажды: «Для чего это носишь ты такую тяжелую дубину?» Пушкин отвечал: «Для того, чтоб рука была тверже: если придется стреляться, чтоб не дрогнула». М.Н. Лонгинов …На место встречи мы прибыли в половине пятого. Дул очень сильный ветер, что заставило нас искать убежище в маленькой сосновой роще. Так как большое количество снега могло стеснять противника, пришлось протоптать тропинку в двадцать шагов. Виконт д‘Аршиак – кн. П.А. Вяземскому. 1 февраля 1837г. ДУЭЛЬ ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ. С картины П.Ф. Соколова.П.Я. Павлинов. Дуэль Пушкина. 1921Ю.В. Иванов. Дуэль. 1987М.В. Волков. Дуэль. 1 8 6 9Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина работы А. Горбова. 1936.А.А. Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1 8 8 4 «Ужас сопровождал их бой, - писал А.П. Языков А.А. Катенину. – Они дрались, и дрались насмерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому» Все было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. А. Аммосов ПУШКИН УБИТ! Яковлев! Как ты это допустил! У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как мог ты это допустит? Наш круг редеет; пора и нам убираться… Ф.Ф. Матюшкин (лицейский товарищ Пушкина) – М.Л. Яковлеву







Тайный увоз тела Пушкина. Картина работы А. Наумова. 1894. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова. Он написал выразительную оду, в которой, клеймя низкие интриги, предшествовавшие дуэли, - интриги, затеянные министрами-писателями и журналистами шпионами, - с юношеским негодованием воскликнул: отмщение государь, отмщение! А. Герцен «О развитии революционных идей в России».А.К. Саврасов. Могила Пушкина.Карандаш. 1880г. Этот памятник, выполненный художником А. Пермагоровым, был установлен в 1841 году по настоянию жены поэта Натальи Николаевны на средства опеки над семьей и имуществом Пушкина. До 1841 года на могиле стоял обыкновенный деревянный крест с надписью: «Пушкин». Последняя дорога Пушкина… По личному приказу царя тело поэта было тайком перевезено в Святые горы под Псковом и предано земле без всяких почестей. Дорога - в бессмертиеЗабвенья нет, как нетСтаренья, угасанья,И камня тоже нет, и бронзы тоже нет,-В невольной смене летЕсть времени дыханье,Есть жизнь, есть свет земной,И есть для нас ПОЭТ. Анатолий КрасновРис. В. Васильевой







Фото Татьяны Сафоновой. 5 января 1987г. Последняя дорога Пушкина. Михайловское."Прощайте, братцы, мне в дорогу..." ВСЕГДАС НАМИИМЯПУШКИНА
ppt_xppt_y
ОНЕГИНАВТОРгерой, созданный авторомВЕК«К чему бесплодно спорить с веком?(1гл., ХХV)реально живущий человек«Родился на брегах Невы»(1 гл., 11) ПЕТЕРБУРГоба провели молодость в петербургском светеучеба, жизнь, поэма «Руслан и Людмила»18 летлюди одного поколения, которое сформировалось в первые годы царствования Александра I, война 1812г., 1825г.20 лет умеет: лицемерить, казаться, являться, скучать, томиться…Общие знакомые, друзья «…ждет его Каверин» (1гл., ХVI)«Второй Чадаев, мой Евгений» (1гл., ХХV).умеет: мечтать, любить, работать ОТЦЫ«Долгами жил его отец…И промотался наконец»(1гл., 111)«Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал…»(1 гл., IV)Поверхностное, оторванное от национальной среды воспитание учителя-французыполучили типичное для светского юноши воспитание:«Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь»(1 гл., V).учеба в Лицее – самом серьезном и прогрессивном учебном заведении своего времени.ВСЕГДА Я РАД ЗАМЕТИТЬ РАЗНОСТЬМЕЖДУ ОНЕГИНЫМ И МНОЙ…1гл., LVIФ.Д. Константинов. Пушкин и ОнегинИллюстрация . Заставка. 1949ФРАГМЕНТ ДИАГРАММЫ ВЕННА «Хотел писать – но труд упорный/Ему был тошен»(ХLIII) томительное бездельеТРУД«Забав и роскоши дитя…И завтра то же, что вчера»(1гл., ХХХLI)ЗАБАВЫ«Увы, на разные забавыЯ много жизни погубил!»(1гл., ХХХ)Свободен«Онегин был готов со мноюУвидеть чуждые края»(1гл., L)«Но был ли счастлив мой Евгений?»СВОБОДАНЕТ СВОБОДЫ, не принадлежит сам себе:«Придет ли час моей свободы?Пора, пора! – взываю к ней» (1гл., L)«Я каждым утром пробужденДля сладкой неги и свободы»(1гл., LV)«Два дня ему казались новы…Потом увидел ясно он,Что и в деревне скука та же»(1гл., LIV)ДЕРЕВНЯ«Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины»(1гл., LV)НИЧЕГО не НАДО – в этом его трагедия«С душою, полной сожалений»(1гл., ХLVIII)ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ, МЕТАНИЯ,ПОТЕРИЧеловек яркий, талантливый, мудрый. Внутренний мир его глубок.НЕТ: друзей (1гл., 37) любви радости (1гл., 42) творчества (1гл., 43) НЕДОВОЛЬСТВО МИРОМ, В КОТОРОМ ЖИВУТКто жил и мыслил…Верит: очарование в жизни есть всегда, надо уметь их найти – вот в чем задачаХОЛОДНОСТЬ, ТОСКА, ХОНДРАРАВнодушие к людям, оПУСТОшенность(1гл., ХIХ)ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ РАЗОЧАРОВАНИЕ, ХАНДРУ, ОПУСТАШЕННОСТЬПреодолел болезнь века.Одинокие прогулки, работа, камин, друзья.Евгений Онегин. РЕПИН. И.Е. Иллюстрация. Х., масло, 1901 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПАМЯТНИКИГДЕ НАХОДЯТСЯ ЭТИ ПАМЯТНИКИ? ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ИМЕНА СОЗДАТЕЛЕЙ?1. О.К. Комов. Памятник Пушкину в Калинине. 1974г. 6. М.К. Аникушин. Пушкин. Модель памятника в Ленинграде. 1957г.2. О.К. Комов. Памятник Пушкину в Болдине. 1974г. 7. Н.Я. Данько. Пушкин на прогулке. Статуэтка. 1936г.3. О.К. Комов. Пушкин и Наталья Николаевна. Статуэтка. 1972г. 8. Н.Я. Данько. Пушкин. Статуэтка- чернильница. 1936г.4. О.К. Комов. Модель памятника Пушкину в с. Пушкино. 1972. 9. А.М. Ненашева. Пушкин и Волконская. Статуэтка. 1978г.5. С.Т. Коненков. Пушкин. 1955г. 10. А.М. Опекушин. Пушкин. Модель памятника в Москве. 1880г. 11. М.О. Микешин. Пушкин и Гоголь. Деталь памятника 1000-летия России в Новгороде. 1962г.1234567891011 М.К.АникушинПушкин. Модель памятникаВ Ленинграде. 1957 О.К. КомовПамятник Пушкину в Болдине. 1979А.М. НенашеваПушкин и Волконская Статуэтка. 1978О.К. КомовПамятник Пушкину в Калинине.1974Н.Я. ДанькоПушкин на прогулкеСтатуэтка. 1936С.Т. КоненковПушкин. 1955Н.Я. ДанькоПушкинСтатуэтка - чернильница. 1936О. КомовПушкин и Наталья НиколаевнаСтатуэтка. 1972М.О. МикешинПушкин и ГогольДеталь памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862О.К. КомовМодель памятника ПушкинуВ с. Пушкино. 1972А.М. ОпекушинПушкинМодель памятника в Москве. 1880 играstyle.rotation

style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Л И Т Е Р А Т У Р ААхметов, З.А., Коржавин Н.Н., Муфталова Л.Н., Н.К. Савченко, Г.Л. Федорова. Русская литература. Учебник-хрестоматия. Изд. 28-е. А-А: «Мектеп», 1986. – 374с.Беленький Г.И. Читаем. Думаем. Спорим: Кн. для самост. Работы учащихся по лит.: 9 кл. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. -336с.Бонди С. Стихотворения А.С. Пушкина. М.: Дет. лит., 1987. – 206 с.Карпушин С.В., Ковалев Е.С., Терентьева А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русичи, 1999. – 624с. – (Для школьников и студентов).Кожакелдинов С. Выборочные переводы и мнения об одном переводе. Алматы, 2002.-27с.Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. М.: РОСТ, 1999. -365с.Пушкин. А.С. Сказки и стихи. Санкт-Петербург: «Герион-Кактус», 1999. – 43с.Пушкин А.С. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила. Сочинения в 3-х томах. Том 1. М.: Худ. лит., 1985. -735с.«Знать русский язык – значит открыть глаза на мир… Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа.» Абай. С Л О В О О П О Э Т Е «…Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, которые И.С. Аксаков назвал благодеянием, и, облагодетельствованные его стихами, истолковываем Божества, бодрее продолжаем свою трудовую дорогу: мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причастие красоты. Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. И так проходят годы, десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!..» Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой… Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в ХIХ веке, но и поражающее разнообразие их». М. Горький. ЛИТЕРАТУРААльбетова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7-11 классов. – М. Дрофа, 2003. – 160 с. – (За страницами школьного учебника), 55-57сс.Альбом. И.К. Айвазовский. М.: «Искусство», 1965, - 91с.Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. М.: Детская литература, 1978. – 206с. (Школ. б-ка для нерусских школ. Для восьмилетней и средней школы).Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русичи, 1999. – 624с. – (Для школьников и студентов»)., 134-135сс.Картины Государственного Русского музея. Альбом. М.: Советский художник, 1979. -119с.6. Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. – М.: РОСТ, 1999. - 364с.; 30-38. 7. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 – кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений: В 2ч. Ч. 2. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.: ил.8. Литература в школе. // Методический журнал. М.; № 2 март-апрель, 1974. -93с., 25-29с.9. Новиков И.А. Пушкин в Михайловском. М. «Советская Россия», 1986. – 368с.10. Новиков И.А. Пушкин в изгнании. М.: Художественная литература. 1953,- 767; 71, 76-77сс., гл. 3-я «Новое путешествие».11. Павлова Е.В. А.С. Пушкин в портретах. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Советский художник, 1989, 383с.12. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. «Евгений Онегин». – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 640с. – (Школа классики).13. Флоринский С.М. Русская литература. Учебное пособие для средней школы. М. Просвещение, 1969. – 262с.,129-130с.14. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1990. – 207 с., 103с.А.С. Книжная полкаП.Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина М.: «Книга», 1987.-576с.В.В. Кунин. Последний год жизни Пушкина М.: Правда, 1990.-704с.В.В. Вересаев. Пушкин в жизни. М.: Моск. рабочий, 1984.-703с.В.В. Кунин. Жизнь Пушкина. М.: Правда, 1987.-704с.Н. Раевский. Портреты заговорили. А-А, «Жазушы», 1976.-432с.Пушкинская энциклопедия. 1799-1999.-М.:ООО «Фирма «Изд. АСТ», 1999.-808с.Альбом. А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Том 2. М.: Книга, 1987.0359с.М.М. Калуашин. Пушкин в портретах и иллюстрациях. Л., 1951.-342с.В.В. Григоренко А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х т. М.: «Худ.лит.», 1974.- 560с.Е.В. Павлова. А.С. Пушкин в портретах. Изд. 2-е. М.: Сов. Худ-к, 1983.-384с.Г.И. Беленький. Читаем. Думаем. Спорим. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.-336с.С.В. Карпушин, Е.С. Ковалева, А.В. Терентьева. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русичи, 1999.-624с.