Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО


Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого- педагогическими требованиями ФГОС ДО
В образовательном процессе ребёнок и взрослые выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять;не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные;шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.
2-3 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
•предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; •отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей; •не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
style.rotation
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка..
3-4 годаПриоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;• рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость; всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5- летПриоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
• создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;• при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;• не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);• привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;• привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
style.rotation • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 летПриоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;• при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
• проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)