Урок как основная форма организации образовательного процесса


Урок как основная форма организации образовательного процесса.Требования к современному уроку. Учитель географии МБОУ «Мстёрская СОШ»Гусева Е.Н. Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.СкаткинУрок - такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.1. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций. Педагогические требования к уроку Единство учебной и воспитательной функции Стимулирование познавательной активности учащихся Развитие познавательной самостоятельности учащихся, т.е. желание познавать новое самостоятельно Для этого нужно систематически организовывать на уроке и дома Урок должен быть целостным, в нем должны присутствовать все компоненты целостности, направленные на достижение триединой цели На каждом уроке нужно соблюдать закономерности организации процесса обучения, учитывать роль урока в системе изучения темы, раздела или всего курса Типы уроков:(По Ю.А.Конаржевскому)Комбинированный урокУрок освоения новых знаний Урок закрепления материала Урок повторения Урок систематизации и обобщения Урок проверки и оценки знаний (По И.Н. Казанцеву)ЛекцияБеседаЭкскурсияУрок самостоятельной работыЛабораторный урокУрок- практическое занятие Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.Организация урока динамична и вариативна.На уроке используются современные педагогические технологии Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Типология уроков (по Л.Г. Петерсон)Урок открытия новых знанийУрок рефлексииУроки методологической направленности(систематизации и обобщения)Уроки развивающего контроля Этапы современного урока:МотивацияАктуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действииВыявление места и причины затрудненияПостроение проекта выхода из затрудненияРеализация проектаПервичное закрепление с проговариванием во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкой по эталонуВключение в систему знаний и повторениеРефлексия Планируемые результаты:три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания» Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм; Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятие Основы научныхзнаний Опыт предметнойдеятельности по получениюи преобразованиюнового знания Предметные и метапредметныедействия сматериалом Целевая установка- научить учиться Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Используемые ресурсы: http://biofile.ru/chel/5759.html http://studopedia.net http://www.pedlib.ru http://download.myshared.ru http://www.konarjev.fvova.ru