Презентация Использование технологии критического мышления в преподавании химии при переходе на ФГОС


Использование технологии критического мышлениях на уроках химии в свете ФГОС2013 гУчитель химии МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск Амурская область Калиберда В.В. Технология критического мышленияПоявилась в середине 90-х гг. прошлого века Недостаточно разработана в теории и практике обучения. Создатели (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл) опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира. По их мнению, учение непременно должно быть активным.  Характеристики понятия критическое мышлениеСлово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.Критическое мышление иногда называют ещё и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата – тщательно обдуманного, взвешенного решения в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степени уверенности, с которой мы это делаем. Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-психологического подхода, применять полученные результаты как в стандартных, так и не в стандартных ситуациях.Критическое мышление – это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Этапы применения технологии 1. Вызов. 2. Осмысление. 3. Рефлексия. Первый этап – вызовНачинает каждый урок. Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающихся знания по теме или проблеме;вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;побудить учащихся к активной работе на уроке и дома. Второй этап – осмысление На данном этапе обучающиеся:получают новую информацию;осмысливают её;соотносят с уже имеющимися знаниями. Третий этап – рефлексияНаправлен на:целостное осмысление, обобщение полученной информации;присвоение нового знания, новой информации обучающимися;формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу. Методические приёмы«Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Кубик», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками», «Концептуальная таблица» и другие. Этап вызова Приёмы:«Корзина идей, понятий, имён…», «Составление кластера», «Учебный мозговой штурм», «Дискуссия», «Проблемные вопросы»«Проблемные ситуации» «Корзина идей, понятий, имён…» Приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. Тема «Спирты» 10 класс. Провожу обмен информацией. Задаю школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта? Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин). Затем идёт обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при этом ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Кратко, в виде тезисов заношу все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации. Список идей по теме «Спирты» 10 классСпирты – органические вещества. Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт. Спирты содержат гидроксильную группу. Гидроксильных групп может быть несколько. Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности. Спирты жидкие. Они растворяются в воде. Этиловый спирт имеет запах. Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей. «Составление кластера» Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер » в переводе означает «пучок, созвездие». Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома. Составление кластера позволяет обучающимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Правила составления кластераЗаписывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде. Используется: на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся),на этапе осмысления (для структурирования учебного материала), на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Позволяет:систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. выявить и оформить мысли, мнения каждого ученика (до, во время, и после общего обсуждения), получить обратную связь от каждого учащегося. Спирты «Учебный мозговой штурм» Используется для развития креативности мышления учащихся, их коммуникативных качеств. Проводится в группах (7-9 чел.). В каждой группе выбирают ведущего, следящего за выполнением правил, направляющего деятельность школьников и секретаря, фиксирующего предложенные идеи на отдельном листе. Проводится инструктаж (объяснение особенностей предстоящей деятельности, первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения). По окончании штурма учащиеся защищают и обсуждают предложенные проекты. Этапы проведения мозгового штурма 1. Создание банка идей. Учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (на этом этапе критика не допускается).2. Анализ идеи. Все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой рациональное зерно.3. Обработка результатов. Учащиеся отбирают от двух до пяти наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа. Дискуссия. Проблемные вопросы. Организуется и поддерживается для повышения результативности обучения на этапе вызова. П? помогает:заинтересовать учеников и активизировать имеющиеся у них знания, настроить учащихся на активную работу в течение всего урока, стимулируют логическое мышление,направляют мыслительную деятельность на усвоение изучаемого материала. Вопросы, способствующие развитию обсуждения «Что вы могли бы добавить?», «А у тебя какое мнение?», «Как вы относитесь к высказанной идее?». Использую различные дополнительные вопросы, которые помогают отвечающему уточнить свою точку зрения или правильно и доступно выразить свою мысль. Ответ должен быть доказательным, основываться на объяснениях, конкретных фактах, доказательствах. Если в ходе уроков возникает дискуссия, то обязательно её поддерживаю, организую обратную связь. Даю такие комментарии, которые напрямую ни поддерживают, ни отрицают ответы учеников, тогда обсуждение остаётся открытым. Например: «Твоё мнение интересно», «Кто не согласен? Почему?», «Как вы ответили бы, если …» В процесс обсуждения стараюсь включать всех учащихся, а не только тех, кто поднимает руку. Но при этом помню, что надо быстро двигаться вперёд, иначе интерес учащихся к обсуждаемой проблеме снизится. В заключение обсуждения подвожу итог. Создание проблемной ситуации Для создания проблемной ситуации использую отрывки из художественных произведений, загадки, видео-фрагменты, познавательные вопросы «А знаете ли вы, что?». При этом в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, и они активно включаются в урок. Например, в теме «Углерод» 9 класс читаю загадку и обращаюсь к классу с предложением определить тему урока:Из меня состоит всё живое, Я графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. Учащиеся определяют тему урока, вместе формулируем проблемные вопросы, на которые предстоит ответить на уроке: Почему всё живое состоит из углерода? Почему углерод – это графит, антрацит и алмаз? В теме «Фосфор» 9 класс записываю слова А. Е. Ферсмана «… - элемент жизни и мысли», а затем прошу дополнить высказывание. Учащиеся определяют тему урока, вместе формулируем проблемные вопросы, на которые предстоит ответить на уроке. Этап осмысления Приёмы :«Пометки на полях»,«Взаимоопрос», «Зигзаг». «Пометки на полях» или «Инсерт» Нахожу текст для чтения (специально подбираю и распечатываю или использую параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии). Знакомлю школьников с рядом маркировочных знаков, объясняю или напоминаю учащимся правила расстановки маркировочных знаков, предлагаю ученикам по мере чтения ставить знаки карандашом на полях, чётко обозначаю время, отведённое на эту работу, и слежу за регламентом и обдумываю форму проверки и оценки проделанной работы. V – информация, которая уже известна ученику (источник информации и степень её достоверности не имеют значения);+ - новая информация. Если впервые встречается с прочитанным текстом;­ – - информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе.? – сведения, оставшиеся непонятными, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. После окончания чтения и маркировки текста предлагаю учащимся заполнить маркировочную таблицу. Позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, отслеживать своё понимание прочитанного текста. Происходит осмысление материала. «Взаимоопрос» Двое обучающихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, обучающиеся переходят к следующему абзацу. Приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения. Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов» 10 классХимические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту.От чего зависят химические свойства спиртов?Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства? «Зигзаг»Предварительно разбиваю текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с числом членов групп. Весь класс делю на экспертные группы, которые изучают текст своего смыслового отрывка и готовят его презентацию (партнёры-эксперты читают и изучают свой материал сообща, планируют эффективные способы его преподнесения). Формирую группы для взаимообучения, в которых эксперты по очереди знакомят всех участников с изученным материалом. Задача группы состоит в том, чтобы каждый овладел всей темой целиком. Отдельным членам группы предлагаю продемонстрировать свои знания самыми разными способами (написать письменную проверочную работу, ответить устно на ряд вопросов, дать презентацию материала и т.д.).Например, в теме «Углерод» 9 класс на стадии осмысления предлагаю учащимся разойтись в экспертные группы (четыре группы по количеству текстов) и прочитать указанные отрывки из текста §28 (учебник О. С. Габриеляна «Химия - 9». – М.: Дрофа, 2005), обсудить его, разобрать алгоритм презентации для членов рабочей группы. Этап рефлексии Приёмы:«Перекрёстная дискуссия», «Концептуальная (сводная) таблица», «Написание эссе», «Написание синквэйна». «Перекрёстная дискуссия» Число участников не должно превышать 20-ти. Заранее продумываю один бинарный (требующий либо положительного, либо отрицательного ответа) вопрос, который являлся бы центральным для текста, над которым работают учащиеся, выявлял главную проблему обсуждаемой темы. После изучения текста предлагаю разделиться на пары и начертить в тетради таблицу из двух колонок с вопросом в центре. В левой колонке учащиеся будут записывать свои соображения в поддержку отрицательного, а в правой - в поддержке положительного ответа на поставленный вопрос. Сначала учащиеся попарно обсуждают вопрос, после чего записывают несколько соображений в каждую колонку. После того как оба списка аргументов готовы, пары объединяются в четвёрки и обсуждают свои наработки. По окончании обсуждения группа принимает решение по поводу того, какой набор аргументов им кажется более весомым. Со своими выводами ученики могут ознакомить всю аудиторию. Учащимся, которые склоняются к положительному ответу, предлагаю перейти в один конец классной комнаты, а тех, кто склоняется к отрицательному ответу, - в другой. Те же, кто занял, промежуточную позицию, могут занять места по середине. Группам предоставляется 10 минут на обсуждение аргументов, затем начинает высказываться одна сторона, другая при этом возражает. Потом стороны меняются ролями. Например, при обобщении знаний по теме «Химические свойства спиртов» бинарный вопрос может звучать следующим образом: «Спирты – это основания?» Учащиеся начинают вспоминать химические свойства соединений этого класса. В обе колонки таблицы они заносят уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства спиртов. При обсуждении данных таблицы идёт перекрёстная дискуссия, в результате которой школьники приходят к выводу, что спирты проявляют двойственные свойства. Рекомендации по проведению дискуссииВ каждой группе право высказываться имеет каждый.Прежде чем говорить, следует внимательно выслушать мнение оппонента из противоположной группы. В случае необходимости можно даже ввести правило: повторить сказанное оппонентом, прежде чем возражать.Если кого-то из участников дискуссии удалось переубедить, он может перейти в другой конец класса. Каждые 10 минут делаем короткий перерыв для записи наиболее убедительных доводов обеих сторон. В заключение обобщаю прозвучавшие в прениях доводы. Перекрёстная дискуссия демонстрирует обучающимся пример культурного спора, даёт повод поработать над соорганизацией в группе, позволяет чётко и динамично организовать обсуждение проблемы, является хорошим фактором мотивации учащихся на дальнейшую разработку вопроса. «Концептуальная (сводная) таблица» Приём использую для систематизации большого объёма материала, развития умений анализировать, сравнивать различные объекты, явления. Он предполагает сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблицу можно строить так: по горизонтали – то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение проводят. Например, в теме «Углерод» 9 класс на стадии рефлексии предлагаю обучающимся заполнить сводную таблицу и подготовить её презентацию. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Параметры сравненияАлмазГрафитФизические свойства  Химические свойства  Получение  Применение   «Написание эссе» Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное изложение мыслей на задуманную тему, в котором ценятся самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы и аргументации. Обычно обучающиеся пишут эссе на уроке после обсуждения проблемы, по времени это занимает не более 5 минут.Например, в 10 классе после дискуссии, прошу обучающихся написать эссе на тему «Химические свойства спиртов». «Написание синквэйна» Синквэйн – это пятистрочное нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях, что позволяет описывать что-либо и размышлять по какому-либо поводу. Правила составления синквэйна.Название темы – одно существительное.Описание темы – два прилагательных.Описание действия – три глагола (или 2 глагола + деепричастие).Отношение к теме – четыре слова.Суть темы – одно слово. Когда учащиеся пишут синквэйн по теме, они могут работать в парах. При этом разрешаю пользоваться записями в тетрадях и текстом учебника. В качестве примера приведу синквэйн по теме «Углерод».Углерод.Безликий и сверкающий.Греет, завораживает, проводит.Алмаз, графит, карбин, фуллерен.Основа жизни! Выводы При организации учебной работы по такой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления изучаемого материала, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли. Применение технологии критического мышления в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения химии, пробуждать интерес обучающихся к предмету, активизировать учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний, обеспечивает овладение механизмом самообучения и саморазвития. В ходе дискуссий, рассуждений, бесед, организованных на уроке, совершенствуются монологическая речь учащихся, их умение пользоваться химической терминологией. Школьники учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, что в целом способствует развитию психических качеств личности и более эффективному усвоению знаний. Использую в своей деятельности:Журнал «Химия в школе»Газета «Химия» с диском. Приложение к газете «1 сентября» Центральные образовательные ресурсыСайт Internet Urok.ruСайт AlhimikСайт Прошколу. ruСайт Dnevnik.ru и другие.