Здоровьесбережение — как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения


Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения   Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений  в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились  такие проявления нездоровой личности, как  - дезадаптация  поведения,  - враждебность, - неадекватное восприятие окружающего мира,  - пассивная жизненная позиция, - эгоцентризм, - утрата веры в свои возможности, - ослабление воли, - снижение самоконтроля.   Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.      Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: - физическое, - психическое, - духовное, - социальное здоровье. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи  деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:                                                                                                  1.  сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 2.   дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,  переутомления и т. п.), 3.    сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 4.    научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; 5.  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; 6.     сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 7.   обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); 8. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; 9.   научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                             10.  сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.   Система   работы  по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в  стандарте  в  виде пяти взаимосвязанных направлений: -   создание здоровьесберегающей  инфраструктуры;-   рациональная организация учебной и внеучебной  деятельности обучающихся;-   эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;-   реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями. Мероприятия по созданию условий для обеспечения охраны здоровья учащихся,их полноценного физического развития Мысли о здоровье. Цель проекта составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно.Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками.Собранный материал может быть оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок здоровья.Сказки «Здоровье».Дети выбирают из различных литературных источников сказки, произведения на тему здоровья и организуют внеклассные мероприятия.Мой дом – мой друг. Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому иоценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья. Делу – время, потехе – час. Цель проекта – научиться правильно, распределять рабочее и свободное время,составлять свой режим дня. Мероприятия по созданию условий для обеспечения охраны здоровья учащихся,их полноценного физического развития Фотовыставка здоровья. Дети в группах выполняют творческую работу – составляют альбом,газету, плакат и т.д., куда помещают фотографии из газет и журналов, а такжесобственные фото, на которых дети и взрослые занимаются спортом и т.д.Профессия.Перед детьми ставится цель: узнать о профессиях, связанных со здоровьем, еговосстановлением, развитием, сохранением.Азбука здоровья.Цель проекта – как можно больше узнать о витаминах: откуда они берутся, какбыли открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, закакие процессы в организме отвечают. Зеленая аптека. Цель проекта - познакомить детей с целебными растениями Красноярскогокрая, их свойствами. Профилактическая работа Участие в школьных акциях.Участие в городских и всероссийских конкурсах.Классные часы.Библиотечные уроки и выставки по профилактике вредных привычек.Родительские лектории «Здоровая семья – здоровая нация».Работа школьного пресс – центра.