«ФГОС: актуальные вопросы введения»


ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Выступление на семинаре по теме: «ФГОС: актуальные вопросы введения» Камышная С.В.2013-2014 учебный год Особенность ФГОС Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества ПАРАДИГМА (от греч. παράδειγμα— пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем)… Современный урок Основополагающие идеи ФГОС, концепция системно-деятельностного подхода предполагают ряд значительных изменений и в организации и управлении современным уроком. Для достижения запланированного результата, требования к которому предъявляет ФГОС, современному учителю необходимо принимать во внимание целый ряд условий  для организации эффективного образовательного пространства урока: Целеполагание Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности Подведение итогов каждого урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебной деятельности с разными источниками информации Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности Минимализация и вариативность домашнего задания Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке Современный урок Схема учебного занятия Принимая во внимание все вышеперечисленные моменты, которые необходимо учитывать учителю при подготовке к современному уроку, можно предположить, что примерная логическая схема учебного занятия в соответствии с ФГОС выглядит следующим образом: Схема учебного занятия Этап Цель этапа Мотивационный Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов Ориентировочный Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели Исполнительский Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе Контрольный Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели Рефлексивный Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность Жак Делор сформулировал «четыре столпа» современного образования: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Формирование и развитие этих качеств и есть, по существу, ответ образования на «вызовы времени» и запрос современного общества. Технологическая карта урока При планировании урока в соответствии с предложенной примерной логической схемой учебного занятия на первый план выходит понятие технологической карты урока.Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать  эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (УУД)) в соответствии с ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.  Технологическая карта Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению урока (темы), оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Деятельность учителя в образовательном пространстве уроке по ФГОС рассматривается с несколько иных, отличных от традиционной формы урока, позиций, основополагающими из которых являются следующие: Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);Учитель использует разнообразные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы урока, учит детей работать по правилам и творчески;Учитель создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию / иное мнение, обучает корректным формам их выражения;Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); использует разнообразные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы урока, учит детей работать по правилам и творчески создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта специально планирует коммуникативные задачи урока; принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию / иное мнение, обучает корректным формам их выражения/ стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Таким образом, успешность инноваций в образовании сегодня во многом зависит от личности учителя и его готовности реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Современный учитель должен проектировать свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы наряду с формированием предметных результатов,  обеспечить развитие у обучающихся ценных личностных качеств и универсальных учебных действий. Литература. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013.Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: