Педагогический совет по преемственности при переходе из начальной школы в основную


Преемственность обучения, воспитания и развития при переходе из начальной школы в основнуюЗаместитель директора по УВР ГБОУ школы № 62 Выборгского района Санкт – Петербурга Алексеевская Татьяна Валерьевна Введение: Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого- педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.





Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется: Снижением показателей обученности, организованности;Встречей с большим числом учителей, предметов, требований, технологий;Снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровне.


С психологической точки зрения:происходит процесс смены ведущей деятельности; формируется новая социальная позиция;снижается самооценка;повышается ситуативная тревожность.



Особенности адаптации пятиклассников
Успешность адаптации пятиклассника Камень 1: изменение условий обучения Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного Учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (расформирование 4 г). Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Камень 2: изменение требований Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Чем можно помочь?Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни где «многотребовательность» в порядке вещей.Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.


Камень 3: отсутствие контроля Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Камень 4: пробелы в знаниях За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала. В пятом классе такого отслежи- вания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.



Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).


Анализ контрольных работ и анектирования учащихся 5-х классов
В рамках преемственности была проведена традиционная работа: Посещение уроковДиагностикаПроведение контрольных работ Проверка техники чтения




Формирование 5-х классов4 а класс.4 б класс4 в класс4 г класс5 в класс5 а класс5 б класс







Математика

Типичные ошибки:Арифметические ошибки;Ошибки в правилах деления и умножения натуральных чисел;Перевод из одних единиц вычисления в другие;Незнание таблицы умножения;Отсутствие навыка выстраивать числа в порядке возрастания или убывания;Пробелы в знаниях формул вычисления площади и периметра фигур;НЕ ВНИМАТЕЛЬНО прочитано задание.
Качество знаний, успеваемость4 класс 5 класс



Русский язык

Диктант Грамматическое задание Диктант:Падежные окончания существительных;Непроизносимые согласные;Проверяемые гласные в корне слова;Мягкий знак на конце существительных после шипящих;Разделительный твердый знак;Грамматическое задание:Трудности в нахождении приставок и суффиксов;Сложность в подборе проверочных слов к словам с орфограммами в корне слова.Типичные ошибки:
Качество знаний, успеваемостьДиктант Грамматическое задание Техника чтения
При обучении чтению ребенка у нас один критерий проверки умения читать – проверка техники чтения. Но ребенок, сосредоточившийся на технике чтения, теряет смысловую нить повествования – чувственный фон содержания и выполняет таким образом механическую работу. Целостность восприятия текста обеспечивается лишь после многократного прочтения, в результате чего опять же теряется актуальность содержания, и чтение остается неполноценным с точки зрения его познавательной функции.

5 а класс 5 в классДинамика чтения 5 б класс




Диагностика
Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам» Отнесение предмета к категории «любимый», или «не любимый» определяется целым рядом факторов:Характером образовательной системыОрганизацией педагогического процесса в образовательном учрежденииОсобенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками)Личностными особенностями учителя (преподавателя) и, прежде всего, системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельностиСпецификой учебного предмета




Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 а классСамые предпочитаемые предметы{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Количество выборовМатематика74%История52%Физическая культура44%Английский язык44%Труд 44%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина интересаКол-во выборовПредмет интересен91%Нравится, как преподает учитель57%Учитель интересно объясняет57%Предмет занимательный48%Получаю удовольствие при его изучении39%Необходим для поступления в институт35%Предмет нужен для будущей работы22%Требует наблюдательности, сообразительности22%Влияет на изменения знаний об окружающем мире22%Требует терпения17%Предмет легко усваивается17%Интересны отдельные факты17% {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Количество выборовОБЖ22%Русский язык17%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина Кол-во выборовПредмет трудно усваивается22%Данный предмет неинтересен17%Учитель редко хвалит16%Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 а классСамые отвергаемые предметы
{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Количество выборовТруд71%Математика48%Физическая культура43%Русский язык38%Природоведение24%Английский язык19%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина интересаКоличество выборовПредмет интересен95%Предмет занимательный62%Учитель интересно объясняет62%Предмет нужен для будущей работы57%Получаю удовольствие при его изучении52%Необходим для поступления в институт48%Нравится, как преподает учитель48%Влияет на изменения знаний об окружающем мире43%Предмет нужно знать всем38%Требует наблюдательности, сообразительности38%Предмет способствует развитию общей культуры33%Предмет легко усваивается33%Хорошие отношения с учителем33%Интересны отдельные факты32%Предмет требует терпения29%Учитель часто хвалит19%Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 б классСамые предпочитаемые предметы Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 б классСамые отвергаемые предметы{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Кол-во выборовПриродоведение33%ОБЖ29%Русский язык24%Физическая культура19%Математика 19%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина Кол-во выборовПросто не интересно48%Данный предмет не интересен38%Не получаю удовольствия от его изучения33%Интересны только отдельные факты29%Предмет трудно усваивается24%Не нравится, как преподает учитель24%Предмет не занимательный19% {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Количество выборовТруд 90%Физкультура55%Математика 35%История 35%Русский язык20%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина интересаКол-во выборовДанный предмет интересен95%Предмет занимательный 60%Учитель интересно объясняет 50%предмет нужен для будущей работы 35%Получаю удовольствие при его изучении 35%Знания по предмету необходимы для поступления в институт35%Нравится , как преподает учитель 35%Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 35%Предмет легко усваивается 30%Предмет требует терпения 29%Предмет способствует развитию общей культуры25%У меня хорошие отношения с учителем25%Предмет нужно знать всем20%Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 в классСамые предпочитаемые предметы {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Предмет Количество выборовМатематика 45%Русский язык40%Природоведение 25%Литература 20%История СПБ20%{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина Кол-во выборовПросто не интересно55%Предмет не занимательный 50%Данный предмет неинтересен45%Предмет трудно усваивается 40%Не нравится, как преподает учитель35%Учитель неинтересно объясняет35%Учитель редко хвалит30%Не получаю удовольствия при его изучении25%Знания по предмету не играют существенной роли для поступления в институт25%У меня плохие отношения с учителем20%Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире20%Предмет не способствует развитию общей культуры20%Предмет не требует терпения20%Диагностика «Изучение отношения к учебным предметам»5 в классСамые отвергаемые предметы Основные причины, побуждающие учиться{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Причина 5 а5 б5 вДля расширения умственного кругозора52%67%30%Хочу быть грамотным48%81%50%Хочу быть умным и эрудированным48%48%35%Хочу научиться самостоятельно работать48%81%40%Хочу получить полные и глубокие знания30%67%45%Нравится получать хорошие отметки30%62%45%Хочу учиться26%76%30%Это мой долг26%38%65%Родители заставляют22%-50%Все учатся, и я тоже17%24%30%Не хочу подводить свой класс--43%20%Хочу быть полезным гражданином--38%20%Чтобы похвалил учитель---24%----Чтобы товарищи со мной дружили---------30% Выводы и предложения: Среди учащихся преобладают позитивные мотивы к обучению, опираясь на них можно более эффективно строить образовательный процесс с учетом особенностей учеников.Учителям рекомендуется:Поддерживать и повышать мотивацию учащихся, чаще хвалить, но так, чтобы было понятно, за что;Формировать у детей позитивное отношение к себе;Формировать навыки сотрудничества.



«Отношение к школе. Моё время после школы»{93296810-A885-4BE3-A3E7-6D5BEEA58F35}Нравится ли тебе ходить в школу?Где ты чувствуешь себя комфортнее?Изменилось ли что-нубудь в классном коллективе? В какую сторону?Возник-ли ли у тебя труд-ности?Да Нет н/шксейчасДа, лучшеДа, хужеНет 5 а232320181615 5 б231221151710 5 в174714651010{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Желаемые измененияКол-во Убрать какого-либо ученика21Обстановку в классе (стали дружнее, спокойнее)17Учителя делали замечания за споры и драки1

Трудности, возникшие при переходе из начальной школы в основную{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Трудность, проблема5 а5 б 5 вТрудно искать кабинеты, можно потеряться5113Новое расписание, много уроков331Не успевают в столовой, маленькие перемены2----4Разные учителя, разные требования321Проблемы в новом коллективе1----4Проблемы со старшеклассниками-------1

{ED083AE6-46FA-4A59-8FB0-9F97EB10719F}К кому из учителей ты обратишься за помощью?Есть ли учителя, к которым никогда не пойдешь за помощью?Много ли у тебя свободного времени?Часто ли ты ходишь куда-либо с родителями?Кл/рукКо всемРешу самДа Нет Да Нет Да Нет 5 а195142181711145 б221271711131385 в1901615912910{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Последний выход с семьей5 а 5 б 5 вВчера 865Неделю назад8114Год назад204Забыл 513Во вторник к завучу1{00A15C55-8517-42AA-B614-E9B94910E393}Вид занятия в свободное время5 а 5 б 5 вИграть в компьютер17613Гулять 784Смотреть TV452Читать 3103Решать задачи, ставить опыты110Ни чего, спать, отдыхать222


Выводы и предложения

Решение педагогического совета:Вести активную работу , направленную на повышение доступности качественного образования, воспитания и развития пятиклассников; Возобновить практику совместных заседаний МО учителей начальной школы и МО словесников и математиков, Определение классных руководителей будущих 5-х классов, а также учителей - предметников в марте месяце и их знакомство с классным коллективом в течении последующих месяцев, с родителями учащихся; посещение уроков и внеклассных мероприятий;Руководствоваться при выставлении отметок, совместно выработанными едиными требованиями к выставлению отметок, в сентябре – дифференцированно щадящая аттестация; Взаимное посещение уроков учителями начальной и основной школы;Учителям начальной школы использовать методики, направленные на развитие самостоятельности, воспитывать усидчивость, работать над дисциплиной; Классным руководителям необходимо скорректировать свои планы воспитательной работы с учетом информации анкетирования; классным руководителям на родительских собраниях ознакомить присутствующих с результатами работ и анкетирования детей.









Спасибо за внимание! Использованные ресурсы:http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+5+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2&from=fx3&clid=1909644&lr=2http://stat17.privet.ru/lr/0921373538860f36a259021fea334d4dhttp://900igr.net/datai/pedagogika/Formy-vospitatelnoj-raboty/0007-005-Informativnaja.pnghttp://michschool9.68edu.ru/images/vospitatel-nayarabota.gifhttp://feo.ua/news_thumbs/knf9188ef71102865e3a7198ede7702a56d_800.jpghttp://mizah.bakkaloglu.net/Resim/Haber/64va3w6d21sj21.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/25/747/25747205_1211722968_136.gifhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3008/inmira.3c/0_3a862_161d448b_Lhttp://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/adaptatsiya-pyatiklassnikovhttp://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid=1909644&lr=2http://www.menobr.ru/materials/370/4676/