Презентация «ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Астраханская область Красноярский район село Красный Яр улица Мордовцева 18 «а», телефон: 8-85146-9-13-25 «ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ».  Учитель истории и обществознания МИШАК С. В. Красный Яр – 2008 год



«Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики» (Ф. Энгельс)

1. Введение.2. Ранний период творчества.3. Зрелый период.4. Поздний период.Содержание


В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу ро-дился Леонардо ди сер Пьеро д`Антонио. Рано проявив-шаяся у мальчика художественная одарённость побуди-ла отца отдать его в обучение к одному из самых раз-носторонних и известных мастеров Флоренции - скульп-тору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индиви-дуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Леонардо зани-мался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и уме-ние связать искусство с научными познаниями, бывши-ми результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. 1. Введение
Джиневра Де Бенчи. 2. Ранний период творчества. «Портрет Джиневры де Бенчи» (около 1478 года, Вашингтон, Национальная га-лерея) - возможно, первая картина Лео-нардо, написанная самостоятельно. Дос-ка обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещённые руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, однако как демонстрация прек-расного владения мягкой, почти монох-ромной светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Сзади видны ветви можжевельника и подёр-нутый влажной дымкой пейзаж.

Картину «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнута реалистическая трактовка че-ловеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдель-ных частях тела, сложное положение обеих фигур. Свет на фигуры в картине падает в основном слева. Он окрашивает всё в зеле-новатые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света. Композиционным и идейным центром карти-ны является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, деви-ческой руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены вниматель-ный и ласковый взгляд мадонны и пытли-вый, серьёзный взгляд младенца, пытающе-гося неловко схватить цветок.Мадонна Бенуа.

Поклонение волхвов.
«Поклонение волхвов» представляет собой большую многофигурную композицию, к которой художник долго и тщательно готовился. Он выполнил десятки предвари-тельных набросков и рисунков, стремясь уточнить в них не только общий композиционный замысел, но и движения, позы и жесты отдельных фигур. Особенно его интере-совали жесты, при помощи которых он стремился пере-дать различные психологические оттенки в переживаниях всех тех, кто пришел поклониться младенцу. Он хотел преодолеть известную застылость и психологическую ско-ванность, свойственные большинству картин XV века на эту же тему, он поставил себе целью расширить рамки реализма, показав разнообразную и противоречивую жизнь собравшихся людей. При этом характерно, что в подготовительных набросках Леонардо даёт почти все фигуры обнажёнными. Тем самым он облегчил себе возможность уяснить до конца тот или иной мотив дви-жения.
Неоконченный «Св. Иеро-ним», очень близкий по стилю к «Поклонению волхвов», так-же может быть датирован временем около 1480 года. Это полотно повторяет одну из его излюбленных тем, со-ответствие эмоций у человека и зверя. Редко замечаемая деталь: странное архитектур-ное включение в трещине между скалами в правом верхнем углу намекает нам на тот материальный мир, от которого святой отрёкся Св. Иероним.

3. Зрелый период.Мадонна в гроте. В Милане в 1483 году Леонардо получил заказ на изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - «Мадонна в гроте» Коленопреклонённая Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя лёгкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечёткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подёрнутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется Фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись - это наука.

«Мадонна Литта» - закончена несколькими годами позже «Мадонны Бенуа». На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме. Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает всё произведение. Мать кормит ребёнка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребёнок, полный здоровья и бессознательной энер-гии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: та-кой же смуглый, с таким же золотистым цве-том волос. Она любуется им, погружённая в свои мысли, сосредоточив на ребёнке всю силу своих чувств. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечат-ление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать.Мадонна Литта.

В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горнос-таем». Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространён в быту. Здесь этот зверёк использован как эмблема Галлерани. С замечатель-ным искусством передал Леонардо тонкое, женственное лицо Цецилии, которая изображена глядящей в сторону и как бы прислушиваю-щейся к словам невидимого собе-седника. Великолепно написаны её руки, в особенности, правая, кото-рой она гладит горностая и в кото-рой так много индивидуального, что уже одна деталь указывает на авторство выдающегося мастера. Надо видеть в подлиннике краковс-кий портрет, чтобы убедиться в том, насколько тщательно написана шерсть горностая, каждый волосок которой воспроизведён с почти каллиграфической точностью. Дама с горностаем.

Тайная вечеря.
Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие была выполнена между 1495-1497 годами. «Тайная вечеря» привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие. «Тайная вечеря» - самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя её просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещё более акцентировать его место в композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную - строгой и простой. Это даёт ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
Мона Лиза.
В 1504 году Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной «Мона Лиза». Эта картина считается увенчанием его творчества. Над ней он работал четыре года. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой». Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершённой и гармоничной. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется общим спокойствием всей фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с лёгкой накидкой на плече Моны Лизы. Всё живет и трепещет в её фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице её едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с направленным на зрителя бесстрастным, словно испытующим взглядом. В них мы видим и мудрость, и лукавство, и высокомерие, значение какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. Это не радостная улыбка зовущая к счастью. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает всё тело этой женщины и её высокий лоб, её одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. Эта женщина с властно заигрывающей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то, нам ещё недоступное.
Неожиданная по решению, изобра-жающая изнеженного человека с соблазнительной улыбкой, она пора-жает тем, что Леонардо как бы отка-зывается от известного всем образа Крестителя. В этом изгибе тела , в этой улыбке художник выразил квин-тессенцию той вечной мистерии, ко-торая в значительной степени была частью его собственного творчества,- загадку созидания самого себя. «Иоанн Креститель» обращается к зрителю с пророчеством о пришест-вии Христа. Обращенный к небу ука-зательный палец еще один мотив, связанный с иконографией этого свя-того, пришедшего в мир, чтобы про-поведовать покаяние, которое «расчистит путь» грядушему явлению Мессии.4. Поздний период.Иоанн Креститель.