Тренинг по профилактике асоциального поведения подростков (8 класс)


Тренинг по профилактике асоциального поведения подростков с основами правовых знанийВ рамках недели правовых знанийдля учеников 8 классаТренинг разработала Печерная О.Ю., учитель истории и обществознанияРыбачьевской школы, Республика Крым, Алушта2014 год «Скажи мне… я забуду,покажи мне… я забуду,дай принять участие – я пойму.» Обучение базируется на модели, включающей 4 элемента:1. Собственный опыт (деятельность, благодаря которой участники накапливают опыт)2. Размышления (приобретенный опыт)3. Обобщение (приобретенный опыт)4. Применение приобретенного опыта Тренинг направлен на достижение следующих целей:- повышение ответственности за свое собственное поведение;- развитие самосознания;- способности планирования поступков; Тренинг направлен на выполнение следующих задач:1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;2. Формирование у несовершеннолетних представлений о правах и обязанностях;3. Развитие у подростков осознанной мотивации на отказ от вовлечение в правонарушения;4. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения в правонарушающие действия;5. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения. Ход тренинга:1. Вступление. Открытие тренинга, приветствие тренера.2. Установление общих правил.3. Ледокол. 1) Упражнение «Фруктовый салат» 2) Упражнение «Передай хлопок» 3) Групповая дискуссия «Что происходило с вами в последние дни?».4. Основная часть. 1) Упражнение «Стул с запиской». 2) Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего». 3) Упражнение «Зачем мне знание закона».5. Рефлексия. 1) Обратная связь и оценка. Вступление. Открытие тренинга, приветствие тренера.Тренер приветствует участников тренинга. Интересуется, посещал ли кто- нибудь уже тренинги. Разъясняет, чем отличается тренинг от урока. Объявляет о целях и задачах тренинга. Предлагает выработать общие правила группы. Установление общих правил.- Уважать друг друга.- Согласие принимать активное участие.- Слушать, что говорят другие не перебивая их.- Не обижать и не унижать других.- Конфиденциальность. Ледокол Упражнение «Фруктовый салат»Содержание: тренер предлагает всем рассчитаться на первый, второй, третий. Первые запоминают слово «банан», вторые «клубника», третьи «яблоко». Далее тренер сообщает, что сейчас будет рассказывать историю. Если в процессе повествования участники услышат название своего фрукта, они должны встать и поменяться местами. Таким образом, постепенно все участники поменяют свои места.Цель: упражнение дает возможность участникам объединиться из малых групп в команду. Ледокол.Упражнение «Передай хлопок».Цель: возникает чувство единения, общая энергия группы, участники понимают свою зависимость друг от друга, упражнение на сплоченность группы.Содержание: все участники становятся в круг. Тренер сообщает: «Я повернусь лицом к человеку слева от меня и посмотрю ему в глаза. В этот момент мы должны сделать хлопок руками (показывает). Потом он или она поворачивается налево и одновременно с тем кто стоит слева делает хлопок. Таким образом мы «передаем хлопок».-Позже можно добавить еще несколько хлопков в кругу. ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО С ВАМИ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ?»Цель: Анализ изменений в поведении подростковСодержание: Подростки рассказывают о том, что проис­ходило с ними в последние дни, что было хоро­шего, а что плохого и почему(Можно отвечать по очереди в кругу. Начинает тренер). Основная часть.Упражнение «Стул с записками».Цель: настроить участников на работу, дать осознание присутствия случаев нарушения закона в жизни каждого человека.Содержание: участникам предлагается на листочке бумаги описать случай нарушения закона (правонарушения) с которым он сталкивался в жизни. Каждый участник кладет свою записку под стул, все меняются местами, затем каждый достает чужую записку из- под стула, в свою очередь зачитывает случай и высказывает свое мнение по поводу прочитанного. ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»Цель: Знакомство с основными статьями законодательства России, по которым несовершеннолетние несут ответственность.Содержание: Участники делятся на 3 команды, каждая команда прорабатывает и обсуждает определенный материал (опираясь на раздаточный материал), выбирает спикера и знакомит всех с новой информацией.1 группа – Правовая ответственность несовершеннолетних2 группа – Уголовная ответственность несовершеннолетних3 группа – Виды правонарушений Упражнение «Зачем мне знание закона»Цель: систематизация полученных на тренинге знаний.Содержание: участникам раздаются листки бумаги и предлагается ответить на вопрос «Зачем мне знание закона». Ответы зачитываются в кругу. Рефлексия.Тренер предлагает участникам обобщить все, что было рассмотрено на протяжении тренинга и высказать свое мнение. Тренер обобщает все достижения, даёт свое понимание того, что он считает наиболее важным в этом обучении и какие есть потребности в дальнейшем обучении.