СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для молодых педагогов «Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольного возраста»


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМдля молодых педагогов«Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста» Подготовила старший воспитатель ДОУ:Гритчина М.А. I квалификационная категорияМБДОУ «Детский сад № 98» г.Чебоксары Устный журнал«Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста» 1 страница 2 страница«Хочу все знать» Сюжетно- ролевые игры формируют у дошкольников умение обобщать, планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. ФГОС вновь выдвигают игру, как основу организации всех видов деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника. Игра – это мир ребенка и он готов принять в свой мир партнера, соучастника, но не критика. Иначе в следующий раз это окошко будет закрытым. Три этапа формирования игры:1 этап- формирование игровых уменийот 1,5 до 3 лет «играть рядом»2 этап – формирование ролевого поведенияот 3 до 5 лет  «образование подгрупп»:Взаимообратные роли (врач-больной)Развитие диалогической речи (ролевая речь)Взаимодополнительные роли (звонок и воображаемый разговор по телефону)Перевоплощение (в ходе игры ребенок может на себя брать сразу несколько ролей и менять их по ходу сюжета)3 этап – формирование умения строить новые сюжеты и замыслы в сюжеты 5-7 лет развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;развивать инициативу, организаторские способности;воспитывать умение действовать в команде. Классификация игр: сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные,дидактические. Несмотря на все многообразие игр, их можно разделить на две большие группы одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя – творческие игры;другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определенные правила – это игры с правилами 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница В сюжетно – ролевой игре воссоздаются социальные отношения между людьми. Дети берут на себя те или иные функции взрослых и в воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Роль – это частный случай мнимой ситуации (мнимого «Я»). Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства. Каждый вариант сюжетной игры должен соответствовать ее общим характеристикам: Быть свободной, самостоятельной, эмоционально насыщенной и спонтанной деятельностью детей. Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта. Взрослый может вдохновлять детей на самостоятельную игру, создавать условия для нее, участвовать в ней на равных правах, но не руководить ею и не контролировать действия детей. Создание предметно-развивающей среды. Предметная среда должна развивать детскую игровую деятельность, отвечать ее задачам. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, а также следующим требованиям:Проблемность, состоящая в том, что ребенок действуя в такой среде, обнаруживает и практически решает комплекс задач, возникающих у него часто по ходу деятельности;Обобщенность, т.е. нейтральность по отношению к смысловому полю игры, функциональная универсальность.Сомасштабность элементов игровой среды, позволяющая сочетать ее элементы в любых комбинациях.Трансформируемость игровой среды в соответствии с меняющимися игровыми заданиями. Взрослый – учитель или партнер Часто, оказавшись случайными свидетелями детской игры, мы вдруг обнаруживаем, какая же каша в голове у ребенка, и нашим естественным порывом бывает все объяснить, растолковать… Все это можно сделать по разному, как убив игру на корню, так и дав ей новые перспективы развития. Существует безусловное правило: если дети играют увлечено – никакое вмешательство не допустимо, все воспитательные воздействия оставляются на потом. Ребенку нужно дать прожить свою жизнь, а не ту, которую взрослый считает «правильной». Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет трудно учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Взрослые должны осознавать, что игра не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития различных компетенций ( как того требуют ФГТ), что позволяет Субъекту достичь желаемого результата.