Презентация по русскому языку Сложносочинённые предложения: смысловые отношения между частями 9 класс


СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРОЧИТАЙТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО:Однозвучно гремит колокольчик,И дорога пылится слегка,И уныло по ровному полюРазливается песнь ямщика.— Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении?— Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину?— Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых предложений?


СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕПРОТИВИТЕЛЬНЫЕРАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕи, да (=и), ни... ни, тоже, такжеа, но, да (=но), зато, однако, не только... но ито... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то лиОдновременность, последовательность событийПротивопоставление, сопоставлениеЧередование, взаимоисключение
Вставьте нужные по смыслу союзы, определите смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного.1) Большими лохматыми хлопьями снег падает на землю, ... в наступающих утренних сумерках земля начинает белеть. 2) Мелькнёт в бурьяне белый камень, … пробежит по дороге суслик.3) В этих краях ... морозов не было в январе, ... метели не бушевали.4) Дни стоят тихие, ясные, … ночи прохладные и росистые.5) Бричка бежит, … мальчик видит всё одно и то же.


Составьте сложносочинённые предложения, используя данные слова и словосочетания в качестве подлежащего (или его группы) для выражения:а) одновременности событий (вспышки молнии — гул отдалённого грома; сильный мороз — реки и озера);б) последовательности явлений (окончание занятий — возвращение домой, выходной день — поездка в город).в) противопоставление событий (тёплый день – тёмная туча, сильный мороз – весёлое настроение)