Презентация по МХК на тему: «“Святой Лука, рисующий Мадонну” Рогира ван дер Вейдена». Работа ученицы 10б класса Кристины Зубовой


Рогир ван дер Вейден (1400? – 1464) «Святой Лука, рисующий Мадонну»Презентацию подготовила ученица 10 «Б» класса гимназии № 405Зубова КристинаПреподаватель: Дудкина Н.В.Санкт-Петербург, 2007
"Святой Лука, рисующий Мадонну". Холст, масло. 1435 – 1440 гг.Бостон, США. Музей изящных искусств
История создания картиныОбраз Мадонны – один из центральных образов во всей западноевропейской живописи. И в работах Рогира ван дер Вейдена он также занимает одно из главных мест. Пронзительный и достоверный образ Богоматери создает художник в картинах "страстного" цикла. Сюжет произведения основан на легенде, повествующей о том, что один из учеников Христа, Лука, был первым, кто создал портрет Мадонны. Лука считался покровителем художников в Голландии.Портрет Рогира ван дер Вейдена, гравюра, 1570

Художественные особенностиМария с Младенцем и святой Лука представлены в интерьере богатого дома. Богоматерь – миловидная простая женщина, только что покормившая Дитя. Она выглядит женственной, мягкой. Любовь к Ребенку – в прекрасном лице Марии, в жесте руки, бережно поддерживающей ребенка. Святой Лука замер над своим эскизом, поглощенный созерцанием Марии и Младенца.

Фоном картины служит пейзаж, наполненный особым смыслом. Уютный небольшой садик с цветущими растениями (символ Девы Марии), спокойная полноводная река (символ Крещения), льется с небес ровный свет (символ чистоты Богородицы).

Бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур – прием, с помощью которого мастер стремится передать глубину пространства.
Младенец выглядит скованным, его тело непропорционально. Это можно объяснить тем, что голландские художники XV века были плохо знакомы с традициями античности.
Рогир ван дер Вейден стремится к передаче человеческих чувств. Лицо Луки отражает его взволнованность, он весь поглощен процессом творчества. Это лицо, несомненно увиденное в жизни, возможно, автопортрет художника.








Солнечный свет оттеняет волосы Мадонны золотом. Солнце подчеркивает золотой орнамент на стене. Мягкий приглушенный свет, падающий с улицы и освещающий Мадонну и Младенца, подчеркивает женственность Мадонны и ее нежную любовь к Сыну.


Вейден внимательно прорисовывает костюмы главных героев: и отливающий солнцем цвет ткани, и золотой узор в одеянии, и многочисленные складки на красной мантии Луки.

Интересный факт В центре картины, хранящейся в Эрмитаже, проходит вертикальный шов. В прошлом ее распилили на две части. В 1850 г. изображение Луки было приобретено в Голландии и поступило в Эрмитаж как совершенно самостоятельное произведение. В 1884 г. в Петербург было также доставлено изображение Мадонны. Когда выяснилось, что это две части одной композиции, их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что в результате перевода и под воздействием времени картина несколько поблекла, она и сейчас весьма яркая.



Источники http://www.artprojekt.ru/Gallery/weydenhttp://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfohttp://www.elibron.com/russian/other/img_size.phtml?msg_id=71315http://www.hermitaje.com/niderland.htmlПрезентацию подготовила ученица 10 «Б» класса гимназии № 405Зубова КристинаПреподаватель: Дудкина Н.В.Санкт-Петербург, 2007