«Роль семьи в нравственном воспитании, или как научить ребенка быть человеком», родительское собрание


Материалы подготовлены: педагогом – психологом ГУ СОШ 6 Маняковой М.В. ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»«Ответственность родителей за нравственное воспитание детей или как научить ребёнка быть человеком»  Нравственность, или мораль, - это поведение человека в обществе, которое определяется мнениями и суждениями о том, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, долг и совесть, а также чувствами, побуждениями и склонностью к сочувствию, сопереживанию, а в случае надобности, и к милосердию, помощи другим, даже в ущерб себе. Мы придерживаемся общечеловеческой морали, морали созданной мудростью наших предков и, отчасти религией: (не убий, не укради, помоги ближнему своему и т.д.). Воспитать ребенка нравственным - намного труднее, чем вырастить его здоровым, дать образование и профессию. Трудность заключается в том, что надо добиться, чтобы он следовал нравственным принципам всю жизнь и в любых, даже самых трудных ситуациях смог противостоять соблазнам, отрицательным влияниям и тяжелым испытаниям, которым его подвергнет жизнь. Сегодня мы попробуем разобраться, какие же существуют основные задачи нравственного воспитания:  Привить ребенку чисто внешние навыки, которые отличают любоговоспитанного человека:-и умение быть вежливым, соблюдать правила этикета, поведения дома, в гостях, в театре, на улице; умение общаться с людьми;- умение быть вежливым, соблюдать правила этикета, поведения дома, в гостях, в театре, на улице, умение общаться с людьми;Воспитать такие качества, как доброта, совестливость, порядочность, любовь к Родине, интернационализм, сочувствие и сопереживание, любовь к животному миру и природе, обязательность, дисциплинированность, чувство долга.Вырастить индивидуальность, отличительные черты которой, взгляды,способности, интересы, убеждения, а также особенности поведения и отношения к окружающей действительности, присущие только этому человеку. Наша задача:разобраться в методах нравственного воспитания, так как это есть суть самая важная и сложная задача воспитания. Именно она, нравственная сторона аспекта личности является краеугольным камнем, в воспитании детей. Потому, как, и насколько правильно и полноценно осуществляется нравственное воспитание ребенка, и будут достигнуты успехи во всех друг сферах воспитания, и даже благополучие всей дальнейшей жизни ребенка.Также хоть обособленно, но в достаточно неразрывной связи стоит проблема предупреждения у детей и подростков проявлений социальной патологии (пьянства, токсико-, наркомании, случайных половых связей и проституции, садистских драк). Без чувств долга, чести, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека, в подлинном смысле слова, - и разумеется, в полной мере они присущи лишь зрелой личности. Всё сложное складывается из простого, высшие социальные чувства вырастают из элементарных и даже примитивных поначалу эмоций, из первых непосредственных движений человеческого сердца. Осваивая «Азбуку чувств» - умение любить близких, отзываться на чужую радость и беду и т.д., - ребенок естественно и постепенно переходит от малого к большому. Семья – важный и во многом не заменимый этап в развитии каждого человека. Простое отсутствие её влияния в каком-то направлении уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учёбы, не представляется чем-то серьезным. При таком отношении не удивительно, дорогие крупицы детского опыта, могущие лечь в основу будущих качеств характера, распыляются, как песок.Семья – колыбель духовного и нравственного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую и неповторимую личность. Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам доводилось бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудноопределимое, но совершенно особое ощущение. Если попробовать проанализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга, мера царящего в доме уюта… Словом, масса всего, в том числе и какие-то незначительные, на первый взгляд детали, которые тем не менее прочно сливаются с обликом того или иного семейства.Эмоционально-нравственный склад семьи ощущается сам собой – как мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера.   …Наши новые и старые праздники, несущие на себе смысл новых и старых возрожденных традиций, интернациональной дружбы, памяти павшим и живым героям, предлагают огромное поле родительской деятельности для привития ребенку патриотических чувств, и понимание своей пока небольшой сопричастности к жизни и истории своей Родины. Рядом с этим стоят чувства товарищества, честности, уважительного отношения к женщине, целый комплекс различных чувств, определенные знания, волевые качества характера.С одной стороны ребенок очень чуток, доверчив, щедр и открыт. С другой стороны, ему присущи эгоизм и эгоцентризм. И не только присущ, но и в известном смысле и необходим. Потому что ребенку в огромном мире надо поскорее вычленить себя из окружающей действительности, создать свое индивидуальное «Я». Без внимания к самому себе, без жажды самоутверждения, человеческая личность не начнет складываться. Здесь и складывается представление о том, что другой человек для себя такое же «Я», как и твое для тебя. А отсюда рождается интерес и уважение к ближнему, признание за ним права собственного мнения, внимание к его нуждам. Если они усвоят для себя законы великодушия, воспитанности, уважительного отношения к окружающим, - это будет начало пути, приводящего человека к осознанной нравственной высоте. Уважаемые родители, через ваши руки проходит множество житейских мелочей, которые помогут вам уже с ранних лет донести до ребенка все то, о чем мы с вами говорим. Удачи и согласия вашим семьям!