Презентация Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы


Степанова Ирина Анатольевнаучитель русского языка и литературыКазанской основной школы Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы



  - любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена; - оценка не должна носить в первую очередь контролирующей  и констатирующей функции на каждом уроке; - она должна прежде всего содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, - должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть; - контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала; - оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим; - она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; - оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя; - оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии; - оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная; - оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; - нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; - оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу. Принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:

Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Групповая работа



- умение четко и логично излагать материал, - глубина содержания выступления, - манера изложения, - умение отвечать на вопросы. Критерии оценивания устных ответов:

- содержание, - оформление, - представление, - насколько интересно слушателям и т.д. Оценка таких творческих работ учащихся, как литературные газеты, афиши к драматическим произведениям, кроссворды, тесты, словарные диктанты

- достоинства ответа, - замечания, - дополнения, - исправления, - общий вывод. Рецензия устного ответа :

Учащийся должен - иметь четкое представление о цели учебной деятельности; - иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; - четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе; - понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.  Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

- заявление ребенка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила; - утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; - уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.д. Обычные признаки кажущейся понятности задания: Формирование самооценки  ученикаПамятка для учащихся «Рефлексия урока»  Наш урок подошёл  к концу, и Я хочу сказать... -Мне больше всего удалось ... -За что я могу себя похвалить? -за что я могу похвалить одноклассников? -Что приобрёл? -Что меня удивило? - Для меня было открытием то, что ... - Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

ПМИсветофордерево успехадерево пожеланийцветы настроениялесенка успехаиспарение (Экран настроения)оценочная мишень2 звезды и 1 пожеланиемое настроениепрозрачный журналкруг, треугольник, квадратвыходной билетотпечатки пальцевстратегии Ты сам свой высший суд!
Спасибо за внимание!