«Технология обучения в сотрудничестве на уроках русского языка для активизации совместной учебной деятельности учащихся».


Из опыта работы учителя русского языка и литературыМБОУ Никольская сош Сухановой Светланы Михайловны «Технология обучения в сотрудничестве на уроках русского языка для активизации совместной учебной деятельности учащихся». В республике  планируют повысить качество образования. На это направлен совместный проект Министерства образования и науки РТ и сингапурской компании «Educare». Что же представляет из себя Сингапурская методика? – Мы, учителя, прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, непохожем на наш с вами. Значит, уроки должны быть направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. А при работе в группах, когда передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им весело и информация запоминается легко. В результате все учащиеся выходят из школы  с полными знаниями. В Сингапуре эта программа работает уже десять лет. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура «Модель Фрейер»- выступает в роли визуального органайзера, который помогает ученикам идентифицировать и отделять обязательные характеристики понятия от просто интересной информации.Данную модель можно использовать в начале урока перед изучением новой темы(первоначальные знания)После изучения темы( оценивание знаний)Делим учеников на команды, даем понятие –групповая работа. Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 2. «Джот Тотс» (действие на столе)- выступает в роли визуального органайзера, который помогает ученикам идентифицировать и отделять обязательные характеристики понятия от просто интересной информации.-Может быть использована для мозгового штурма или повторения пройденного материала. При выполнении данной структуры, задачей учеников становится заполнение центра стола листочками с разными идеями по изучаемой теме.«Джот Тотс»- способствует развитию навыков активного слушания и вовлечению учеников в совместную работу, обучаясь и расширяя свои знания, опираясь на знания других. Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 3. «Таймд- пэа-шэа»(два ученика работают в паре) и «Раунд Робин»- эффективные методы устного обмена ответами на заданный учителем вопрос в парах.-Может быть использованы при изучении новой темы и повторении пройденного материала.-Возникшие вопросы можно получить, задействовав весь класс.Данная структура развивает:Коммуникацию-активное слушание-сотрудничество Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 4. «Эй ар гайд»(руководство ожидания и реакции)- используя данную обучающую структуру, ученики делают прогнозы, основанные на своих первоначальных знаниях, и оценивают их достоверность после получения новой информации.-Показывает ученикам ход их мышления до и после изученного материала. -Обсуждается в своей команде для закрепления этих знаний еще раз, и отправляется в долгосрочную память. Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 5. «Клок Баддис»- увлекательный и быстрый способ создания пар для уроков кооперативного обучения.Способствует развитию:-коммуникативных навыков-навыков сотрудничества Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 6. « Раунд тейбл»(один ответ по кругу за столом) ,где ответ одного участника зависит от ответа предыдущего участника и «Сималтиниус раунд тейбл»(много ответов….) , где ответ одного участника не зависит от ответа предыдущего участника. У каждого свой листочек, который передается по кругу.Данная структура направлена на развитие письменной речи учеников.-равное участие достигается очередностью и равным временем для ответа-учит ценить разные точки зрения Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 7. «Тик-тэк-тоу»-учащиеся применяют креативное мышление для выявления или создания логических связей между изучаемыми понятиями на карточках.Развивает:-мышление более высокого порядка- Развивает креативность Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 8. «Конэрс»(углы)-ученики выбирают один из двух или более ответов на вопрос. Они встречаются в одном углу с учениками, которые думают так же, как и они и обсуждают причины своего выбора.Эта структура способствует сплочению учеников, четкому выражению своего мнения.Развивает:-самосознание-самоконтроль-самомотивация-сопереживание- Навыки построения отношений Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 9.«Стё зе класс»(перемешать класс)- это стратегия кооперативного обучения, которая позволяет ученикам обучаться вместе, обмениваясь знаниями и информацией друг с другом.Помогает ученикам сконцентрировать свое внимание на изучаемой теме и получить огромное количество ответов за короткое время.-помогает ученикам сконцентрировать свое внимание на изучаемой теме и получить огромное количество ответов за короткое время.-дает возможность ученикам поделиться знаниями и интересами-обучение в движении Основные структуры обучения в сотрудничестве ,по методике Сингапура 10. «Фо бокс синектикс»(связь четырех квадратов) Позволяет ученикам закрепить полученные знания на концептуальном уровне, используя свою креативность и прием анаграммы для построения новых связей между изучаемыми материалами посредством дивергентного мышления.Способствуют гибкому и креативному мышлению, «делая знакомое неизведанным», или сравнивая два объекта, которые не совместимы и обычно не сопоставляются. Основные идеи всех структур: Общность цели и задач;Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;Возможность совершенствовать свои собственные достижения. Преимущества: 1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.2.Учатся самостоятельно добывать знания.3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.4.Развиваются коммуникативные умения.5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Формула успеха выпускника школы. Умение видеть и решать проблемы.Умение самостоятельно учиться, работать с информацией.Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение её аргументировать.Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем.Культура общения. Спасибо за внимание.