Педагогический проект Использование облачных технологий на уроках физики в рамках реализации ФГОС


село Ракша, Моршанского района, Тамбовской области, 2015 год Использованиеоблачных технологий на уроках физики в рамках реализации ФГОС Педагогический проект Шубкиной Натальи Анатольевны, учителя физики Ракшинского филиала МБОУ Большекуликовской СОШ, первая категория Паспорт проектаЦелевая аудитория:учащиеся основной и средней школы Сроки осуществления проекта:проект долгосрочный и будет осуществляться в период с 01.09. 2015 по 30.05.2020 Место проведения: Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовской СОШВид проекта: по срокам – долгосрочныйпо приоритетному виду деятельности – исследовательский. ВведениеШколы нашей страны вступили в ответственный этап перехода к работе в соответствии с требованиями ФГОС. Этот переходный этап включает работу по нескольким направлениям, важнейшими из которых являются создание условий для реализации требований ФГОС и подготовка педагогов к работе в новых условиях.Создание условий по отношению к учебно-воспитательному процессу по физике означает прежде всего кардинальное обновление учебно-материальной базы. Кабинеты физики должны быть оснащены оборудованием, которое в полной мере сможет обеспечить доступ педагогов и учащихся к электронным образовательным ресурсам. Это компьютеры для педагога и учащихся, объединенные в сеть с доступом в Интернет, интерактивная доска и соответствующее программное обеспечение. ВведениеСпецифика школьного кабинета физики состоит в том, что в этом кабинете необходимо иметь оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. Сегодня к физическому эксперименту на уроках предъявляются диалектические требования простоты и наглядности с одной стороны, и внедрения современного оборудования – цифровых лабораторий, работу которых наглядно и доступно можно объяснить ученикам, с другой стороны. Анализ показывает, что школы в основном оснащены оборудованием для простейших демонстрационных и лабораторных экспериментов по стандартным разделам школьного курса физики – механика, оптика, электромагнитные явления.Цифровые лаборатории в большинстве школ пока отсутствуют. До полного оснащения образовательных организаций этими лабораториями остается минимум 2 года. Чем восполнить сложившийся дидактический вакуум за это время? ВведениеНа помощь, в данном случае, могут прийти информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), являющиеся не просто хорошим подспорьем для учителей физики, но и мощнейшим методическим инструментом для достижения задачи обучению учеников предмету.К используемым на занятиях ИКТ-ресурсам традиционно относятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) и электронные образовательные ресурсы (ЭОРы). ЦОРы являются пионерами информационных образовательных средств, появившихся в российских школах с приходом туда IBM-совместимых компьютеров, то есть с самого начала XXI века. Они представляют собой лазерные диски с различными методическими материалами по предметам. Введение ВведениеС появлением во всех российских школах доступа в сеть Интернет появился более современный вид обучающих компьютерных технологий – ЭОРы. ЭОРы изначально систематизировались по типам – информационному, практическому и контролирующему.С точки зрения информатики, ЭОРы и должны были называться цифровыми. Но, во избежание путаницы в названиях, решено было оставить всё как есть.Тем не менее, основное хранилище ЭОР все-таки называется «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» и находится по адресу http://school-collection.edu.ru/К официальным сервисам ЭОР также относятся ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/ и «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/ ВведениеПри всем богатстве спектра предоставляемых учителю возможностей ЦОРы и ЭОРы обладают одним существенным недостатком – они не позволяют конкретному педагогу в конкретный момент решать конкретные методические задачи с учетом уровня восприятия и степени обработки информации конкретной аудиторией. Именно появление облачных технологий открыло перед преподавателями возможности гибкого управления образовательной вычислительной средой.Технически это стало осуществимо при переходе всех школ России на фиксированный широкополосный доступ к интернету и, что также немаловажно, наличия у пользователей переносных устройств-коммуникаторов (нетбуков, смартфонов, планшетов). ВведениеТермин «облачные вычисления» (англ.- сloud сomputing) применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет.Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (включая операционные системы и инфраструктуру) через Интернет. ВведениеК «облачным» хранилищам относятся Яндекс-Диск, Гугол Драйв (Google Drive), Дропбокс (Dropbox), Облако Мэйл.ру (Mail.ru) и многие другие. С недавнего времени возможностями виртуальной «флешки» стал обладать и Дневник.руНо, в отличие от последнего, большинство вышеперечисленных сервисов также предоставляют пользователю возможность либо создания онлайн-документов, либо их онлайн-редактирования. В большинстве случаев это текстовые документы, таблицы и презентации.А вот «облачный» флагман Google Drive уже более 5 лет также позволяет создавать формы, рисунки, карты, скрипты, доски общего пользования и еще ряд расширений.Игнорировать такой полезный сервис было бы крайне неразумно как учителю физики, так и любому другому педагогу. ВведениеДля закрепления изученного материала и контроля знаний с моментальным отображением результатов возможно использование Google Forms.Богатый инструментарий и интуитивно понятный интерфейс «форм» позволяет создавать качественные интерактивные тесты по учебному предмету.На сайте http://fiz-n.ru имеется возможность ознакомиться с некоторыми моими разработками тестов с использованием Google Forms. ВведениеСлева – часть теста. Справа – ответы учащихся. Зеленым цветом выделены правильные ответы ВведениеЗанятия, проводимые в виде конференций, удобно проводить с помощью «облачного» сервиса “Mikogo”. http://www.mikogo.ru ВведениеЧтобы показать свой экран через Интернет, пользователь должен инсталлировать и запустить программу. Участник может инсталлировать программу либо запустить исполнимый файл на сайте продукта. При начале сеанса участник получает уникальный код сеанса. Как только он передал этот код другим участникам они могут присоединиться к сеансу.После начала сеанса организатор встречи может в любое время передать управление своим компьютером любому из участников сеанса. Также существует возможность записывать сеанс. Но для дальнейшего воспроизведения сеанса необходим специальный плеер Mikogo, который доступен для бесплатного скачивания с сайта программы.Другие функции Mikogo:Выбор приложений, которые необходимо скрыть от других участников;Передача данных;Доска докладчика;Указка;Резервный монитор;Планировщик встреч. ВведениеВ “Mikogo” докладчик может рисовать на доске, что удобно при написании формул. Слушатели, к сожалению, не имеют такой возможности, что ограничивает использование среды при проверке усвоения материала.Этого недостатка лишен сервис “Groupboard”. Как и Realtimeboard в Google Drive, «Групповая Доска» является средством совместной работы в команде на равных правах.На сайте http://fiz-n.ru также есть страница с доступом к “Groupboard”. Приложение, как и “Mikogo”, может быть установлено и на любой гаджет, что, в свою очередь, облегчает рисование формул и схем. Имеется чат, но, в отличие от “Mikogo”, нет обмена файлами. ВведениеТаким образом, использование данного сервиса, за счет сокращения времени на вызов учащихся к классной доске, позволяет уплотнить урок, высвободив большее количество времени на проведение здоровьесберегающих мероприятий урока. Последнее также является неотъемлемым требованием СанПиН ФГОС. Проблеманесоответствие традиционных методов обучения современным реалиям;несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека;Неполное соответствие программно-методического обеспечения уроков физики требованиям к современному уроку Актуальность проектаАктуальность выбора темы обусловлена следующим:необходимостью анализа существующих средств ИКТ возможностью, целесообразностью и условиями их применения;необходимостью детальной проработки условий применения облачных технологий на уроках физики;необходимостью выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием облачных технологий на уроках физики;необходимостью реализации новой концепции образования – непрерывного обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;необходимостью формирования нового типа учащегося – грамотный пользователь современных информационных образовательных услуг ГипотезаГипотеза – процесс обучения физике школьников может быть более эффективным, если в учебной деятельности, наряду с традиционными ИКТ будут использованы и более современные облачные технологии, так как их использование:оптимизирует деятельность учителя и учащихся; позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;усилит мотивацию школьников;будет способствовать формированию нового типа учащегося-грамотного пользователя современных информационно-образовательных ресурсов; будет способствовать индивидуализации обучения Цель проектаВыявить возможности использования облачных технологий в профессиональной деятельности учителя физики для реализации ФГОС ООО. Задачи проектаЗадачи представляемого педагогического проекта:провести анализ существующих средств обучения с применением ЦОР и ЭОР; определить место облачных технологий на уроке и виды применения их учащимися на уроках физики;проверить эффективность имеющихся облачных ресурсов в реальной практике;выявить, сформулировать и обосновать принципы использования облачных технологий в обучении физике Ожидаемые результатыповышение качества учебной деятельности; удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;повышение уровня познавательного интереса у учащихся;профессиональная ориентация части учащихся на поступление в технические вузы Этапы работыПервый этап: 2015-2016 гг – повышение уровня квалификации и самоподготовки по данной проблеме, анализ существующих средств обучения, теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений. Второй этап: 2016-2018 гг - практическая организация и внедрение проекта. Уточнение и наполнение содержанием понятия облачные технологии.Разработка и реализация методики уроков физики с применением облачных технологий.Третий этап: 2018-2020 гг - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта. Проведенная работаВыполнено на первом этапе:Мною были пройдены курсы повышения квалификации: «Формирование профессиональной компетентности учителя физики в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»» (144 ч), «Проектирование образовательного процесса в информационно-образовательной среде в соответствие с требованиями ФГОС» (144 ч); «Intel «Обучение для будущего»» - ТОИПКРО, 2011.Участвовала в семинарах:«Подготовка к ЕГЭ и ГИА» СОШ №1 г. Моршанска, 07.04.2011;«Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации» МБОУ Большекуликовская СОШ, 17.01.2013;«Совершенствование форм и методов преподавания на уроках физики» - Серповской филиал МБОУ» Устьинская СОШ, 11.12.2014;«Актуальные проблемы преподавания физики в условиях ФГОС второго поколения» Ракшинский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ, 28.02.14 – давала открытый урок по теме «Атмосферное давление», 7 класс с представлением апробации использования облачных технологий (интерактивные тесты в Google Forms).Изучила нормативные документы.Подала заявку на прохождение курсов в ТОИПКРО «Инновационные подходы к содержанию и методике преподавания физики в условиях реализации ФГОС» (144 ч) – март 2016 г. Виртуальный кабинетНа переходе от первого этапа ко второму я приступила к созданию виртуального кабинета учителя физики на своем персональном сайте http://fiz-n.ru (раздел «Учащимся»)Данный раздел планируется как точка входа для перенаправления учащихся на необходимый ресурс. Поскольку на моих уроках в образовательных целях школьники активно используют свои мобильные гаджеты, переход по необходимой ссылке осуществляется посредством использования QR-кода.Использование в данных целях возможностей портала Дневник.ру становится все более неудобным, например, из-за обилия рекламы и высоконагруженности данного проекта. Виртуальный кабинетПример QR-кода ссылки на виртуальную доску (на смартфоне или планшете должно быть установлено распознающее приложение) Область применения технологий Планируемые результатыИспользование облачных технологий позволит учителю:собирать логически завершенные учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам; развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности ресурсов; осуществлять авторскую компоновку имеющихся медиаресурсов и постоянно пополнять его своими собственными разработками; самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока;повышать «плотность» урока, высвобождая время для выполнения здоровьесберегающих мероприятий. Планируемые результатыИспользование облачных технологий позволит учащимся: эффективно обучаться физике, закреплять полученные знания; формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения; равноправно и полноценно работать в команде;работать в индивидуальном темпе;после выполнения задания сразу видеть полученные результаты и сравнивать их с результатами одноклассников;осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при постоянной онлайн-поддержке учителя. ВыводыТаким образом, использование облачных технологий на уроках физики не только способствует повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но и даёт возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, что в достаточной мере содействует реализации ФГОС ООО. Список используемой литературыСироткин А.Ю. Применение облачных технологий в системе дистанционного обучения – Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 1(21), ТГУ, 2013Облачные технологии и перспективы их развития [Электронный ресурс] URL: http://nerohelp.info/1104-ct-r.html Mikogo [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/MikogoПрименение новых технологий в образовании [Электронный ресурс] URL: http://freeref.ru/wievjob.php?id=876467 Переход на ФГОС ООО презентация [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/10/perekhod-na-fgos-ooo-prezentatsiya Нормативные документыЗакон РФ «Об образовании»Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106. Благодарю за внимание!Данная презентация выполнена с помощью «облачного» инструмента «Яндекс Диск. Документы»