Презентация для семинара-практикума для педагогов Создание благоприятного психологического климата в классе, на уроке


Создание благоприятного психологического климата в классе, на уроке К - О -М -Ф -О -Р -Т - Поддержка, укрепление (словарь Н.М. Шанского)Бытовые удобства (словарь Ожегова)Условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, без необходимости защищаться (словарь психологических терминов) Пункт 2.1 Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. Критерии психологической безопасности: Безопасная средаАтмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество (в том числе на успешное формирование знаний, умений, навыков). «Ничему меня не научитТО, что тычит, талдычит, жучит…» Поэт Борис Слуцкий Атмосфера на уроке Исследования в школах России Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение детей к изучаемому предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки. Исследования в школах России Проведенный опрос трех тысяч подростков показал, что только 42% обучающихся в ситуации выбора остались бы в своем образовательном учреждении; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы образовательное учреждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины обучающихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к образовательному учреждению, десятая часть чувствует дискомфорт. Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся: неуверенность в себе повышенная утомляемость замедленность темпа деятельности повышенная потребность во внимании  повышенная двигательная активность  трудности в переключении с одной деятельности на другую. Факторы возникновения дискомфорта у учителей: физическая и психологическая напряженность труда постоянное оценивание со стороны различных людей высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и детей разные стили управления педагогическими кадрами. Критерии психологического комфорта урока: Отсутствие усталости у детей и учителяПоложительный эмоциональный настройУдовлетворение от сделанной работыЖелание продолжать работуСоздание ситуации успеха Каково же сегодня состояние психологического комфорта на уроках?Что мы можем сделать, чтобы школа успешно формировала личность обучающихся? Поддержание психологического комфорта на уроке: Психологический комфорт на уроке зависит от многих факторов:Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовывать ту или иную ситуацию на уроке. Поддержание психологического комфорта на уроке: Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриковПсихологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. Поддержание психологического комфорта на уроке: Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее.Начинайте урок энергично. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Поддержание психологического комфорта на уроке: Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто на уроке отвлекается.Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно. Поддержание психологического комфорта на уроке: Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Cправедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников. Из свода правил учителей: Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!Будьте терпеливы!Внушайте каждому веру в свои силы. Учитесь создавать ситуацию успеха.Изумляйтесь счастью подаренной жизни.Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника Спасибо, дорогой учитель за Ваш труд!!! Мы знаем и умеем!!! Мы – успешны!!!