Презентация научно-исследовательской работы : Проблема «маленького человека» в творчестве Антона Павловича Чехова и Франца Кафки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ «ИСКАТЕЛЬ» Проблема «маленького человека» в творчестве Антона Павловича Чехова и Франца Кафки ПОЛИКАРПОВА СОФЬЯ,УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ВОСПИТАННИЦА СЕКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКА МАН МБУ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ» НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗГОДЬКО ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНАФеодосия - 2017 Гипотеза:Франц Кафка продолжил тему «маленького человека» после Антона Павловича Чехова Цель исследования: выявить, как раскрывают тему «маленького человека» писатели разных эпох и литературного направлений. Объект исследования: новеллы Франца Кафки и рассказы Антона Павловича Чехова.Предмет исследования: судьбы «маленьких людей». Задачи исследования:определить общие и отличительные черты в творчестве писателей;сформировать понятие об особенностях жанра и литературного направления, в котором работали;отразить взгляд писателей на проблему;сопоставить произведения, в которых оба автора сочувствуют «маленькому человеку»;Методы исследования: описательный, сравнительный,сопоставительный. Антон Павлович Чехов(1860- 1904)Наиболее активный период творчества – конец XIX века.Литературное направление – реализм.Жанр – рассказ. Рождение и развитие темы «маленького человека» в творчестве ЧеховаЭтапы развития рассказаI Юмористические ранние рассказы.Комические сценки.«Сапоги», «Пересолил»IIСатирические рассказы.Критика-высмеивание общественного порядка.«Смерть чиновника»,«Хамелеон»,«Толстый и тонкий»IIIЖалость и сочувствие «маленьким людям».«Тоска»,«Анюта» «Маленькая трилогия» объединяет три этапа.«Крыжовник»«Человек в футляре»«О любви»Маленькие люди –это мелкие чиновники, городские низы. У них нет высоких жизненных целей. «Тоска»Автор – Антон Павлович ЧеховДата создания- 1886 год.Жанр – рассказ Художественны приёмыЯркие описания: «Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение.» В описаниях больше эпитетов и сравнений.Психологизм: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно.» Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Сравнение новеллы и рассказа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РассказНовелла СходстваПовествовательный эпический жанр. Характерные черты: небольшой объём, чётко обозначенный сюжет, динамизм развития действия с выраженной кульминацией и развязкой.РазличияПортретная характеристика и авторские отступления.Психологический анализ.Скрытый подтекст.Лаконичность повествования.Острота сюжета.Нейтральный стиль изложения. Франц Кафка(1883- 1924)Деятельный период творчества – начало XX века.Литературное направление- модернизм- экзистенциализм.Жанр – новелла. Творчество Сам Кафка опубликовал четыре сборника — «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» — первую главу романа «Америка» и несколько других коротких сочиненийОднако главные его творения — романы «Америка» (1911—1916), «Процесс» (1914—1915) и «Замок» (1921—1922) — остались в разной степени незавершёнными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле.«Сельский врач»«Процесс» Своеобразие художественного видения КафкиПроизведения Франца Кафки пронизаны алогичностью и страхом «маленького человека» перед внешним миром. Социальный и одновременно глубоко личностный характер конфликтов в произведениях;Одиночество и страдания героев."В исправительной колонии", «Голодарь» «Превращение»Автор – Франц Кафка.Дата создания- 1912 год.Я считаю, что «Превращение» - новелла. Этому свидетельствуют наличие острого, напряжённого события в основе, отсутствие психологизма и оценки автора в повествовании. Коммивояжёр — разъездной посредник, который, перемещаясь по рынку, играет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента. Художественные средстваОписание внешнего мира мрачно:«вырисовывался кусок бесконечного серо-черного здания - это была больница - с равномерно и четко разрезавшими фасад окнами; дождь еще шел…»Гротеск. Реалистичное положение парижской семьи сочетается с фантастическим перевоплощением Грегора.Эмпатия :" Левый его бок казался сплошным длинным, неприятно саднящим рубцом, и он по-настоящему хромал на оба ряда своих ног. В ходе утренних приключений одна ножка - чудом только одна - была тяжело ранена и безжизненно волочилась по полу." Грегор ЗамзаКлод Давид отмечает: "Грегор Замза - это явным образом Франц Кафка; он последовательно отрезан от работы, семьи, встреч с другими людьми, ‹…›, непонятный, пренебрежительный, отталкивающий объект в глазах всех".Главный герой ощущает на себе давление внешних обстоятельств - вражеских, абсурдных и преисполненных зла. Вывод "Маленький человек" прячется в свои футлярчик, теряет индивидуальность, смешивается с толпой. Вот почему эта тема важна до сих пор, вот почему нужно писать и читать о «маленьких людях». Чтобы не потерять собственные интересы и цели на фоне прогресса, чтобы не измельчать, а остаться настоящим человеком.«Станционный Смотритель»А. С. Пушкин«Шинель» Н. В. Гоголь«Преступление и наказание»Ф. М. Достоевский {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Антон Павлович ЧеховФранц КафкаМесто написания произведенийРоссийская ИмперияАвстро-Венгерская империяВремя литературной активностиКонец XIX ВекаНачало XX ВекаЛитературное направлениеРеализмМодернизмМалый жанрРассказНовеллаЛитературные приёмыМетафоры, эпитеты, сравненияГротеск, эмпатия