Презентация по русской словесности на тему Сказки о животных (Лиса и волк) (5 класс)


«Сказки о животных» Цель данной работы: проанализировать народные сказки о животных; выявить основные черты характера героев сказок о животных; составить их классификацию. Один из древнейших видов сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.). В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей—лисой. В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар,пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука, окунь. Лиса – хитрая обманщица, рыжая краса, бессовестная. Обманывает мужика, прикинувшись мёртвой ("Лиса крадёт рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая. Волк – хищник, волк-волчище, серый хвостище; нет такой беды, куда бы он не угодил, его легко обмануть. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы её съесть, остаётся без хвоста ("Лиса и волк"). Медведь – дедушка, косолапый. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнётыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остаётся ни с чем ("Мужик и медведь"). Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе. Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны. Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:за свою многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, переходящими из сказки в сказку;эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека;воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.сказки о животных любят не только дети, но и взрослые. Как лиса шила волку шубу Идет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и говорит: "Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!" А дятел волку и говорит: "А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь!" Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: "Лиса, сшей мне шубу. А я тебе принесу овечек!"Согласилась лиса. Вот волк приносит лисе овец: одну, другую, третью, а шубы все нет. А лиса мясо съест, а шерсть на базаре продаст. Вот, наконец, волк и спрашивает: "Когда же, лиса, шуба готова будет?" А лиса говорит: "Сегодня к вечеру шуба готова будет, надо только на обводы шерсти. Пойди к людскому огороду, там лошадь стоит. Ты зарежь ее и принеси хвост и гриву на обводы!"Пошел волк и видит лошадь . Подкрался к ней сзади и только хотел вцепиться в нее зубами, как она ударила волка копытами - и убила насмерть...И сейчас по снегу волка косточки блестят. «ЛИСА И ВОЛК» ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ.1. Назовите героев сказки.2. Какое отношение вызывает Лиса?3. Опишите Лису. Как она себя ведёт? Как называется такое описание? (Антропоморфизм –очеловечивание)4. Определите конфликт этой сказки. 5. Каким выступает в сказке Волк? Опишите его.6. Какова композиция сказки? Из скольких эпизодов она состоит? На каком приёме построена композиция?7. Встречаются ли в сказке сказочные формулы, утроения, песенки, диалоги? Какие малые фольклорные формы встречаются? Приведите примеры. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ С помощью иллюстраций составьте композиционный план сказки. ЖЕЛАНИЕ ЛИСЫ ПОЕСТЬ РЫБКИ ЛИСА И МУЖИК ВОЛК У ПРОРУБИ ЛИСА В ИЗБЕ У БАБЫ «БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЁТ»