Презентация на тему Инновационные технологии в образовании при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новозыбковский промышленный техникум»Инновационные технологиив образовании при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплинРазработала: преподаватель специальных дисциплин Е.М.Батурская Инновационные технологиив образовании Основные классификации и подходы Будущее уже наступило.Роберт Юнг ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ Педагогические категории - основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся: воспитание; обучение; образование ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССПедагогический процесс– это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляют главную сущность педагогического процесса. Педагогический процесс – это процесс трудовой. Предмет педагогического труда – формирование человека. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Главные этапы педагогического процесса: подготовительный этап; основной этап (реализация) осуществления педагогического процесса; заключительный (завершающий) анализ достигнутых результатов. Функции педагогаГлавная функция педагога - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. Работу педагогов все чаще стали называть педагогическим менеджментом, а педагога – менеджером. Традиционные требования«Выпускник знающий»Новые требования«Выпускник умеющий, творческий»
Соотношение классического и бизнес-образованияОсновное отличие характеризующее инновационный характер современного бизнес-образования от классического – это его: практическая направленность, проблемный характер,использование активных методов обучения. Педагогический процесс протекает в педагогической системе: ЦельРезультатПедагогСодержаниеУправлениеОбучаемыеМетодыТехнологииСредства Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Формирование базовых компетентностей современного человекаОсновой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯИнновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Источники инновационных идейсоциальный заказ (потребности страны, региона, города);воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального значения;достижения комплекса наук о человеке;передовой педагогический опыт;интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;опытно-экспериментальная работа;зарубежный опыт. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;в систему контроля и оценки уровня образования;в систему финансирования;в учебно-методическое обеспечение;в систему воспитательной работы;в учебный план и учебные программы;в деятельность учащегося и преподавателя. Образовательная технология - это совокупность научно-практических обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.        Понятие «образовательная технология» включает, кроме педагогических, еще и социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Образовательная технологияКомплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ /Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования № 4 (июль - декабрь 2002 г.) Гузеев В.В. – д.п.н., проф., зав. каф. образовательной технологии АПК и ППРО, гл. ред. журнала «Педагогические технологии»Жак Д. – независимый консультант по вопросам высшего образования, Великобритания. Полат Е.С. -- д.п.н., проф., ИОСО РАО Смолянинова О.Г. -- декан ППФ КГУ, к.п.н. Технологический подход к обучению означает:Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения.Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями. Оценку текущих результатов и их коррекцию.Заключительную оценку результатов. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ По формам и способам организации образовательного процессаПо доминирующей целевой направленности на современные результаты образования: Технологии, обеспечивающие приобретение опыта освоения знаний о природе и обществе, культурном мире человекаТехнологии, ориентированные на приобретение опыта применения известных способов деятельности, которые после его усвоения имеют форму умений и навыков Технологии, ориентированные на формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к себе, людям, мируТехнологии, обеспечивающие приобретение опыта творческой деятельностиТехнологии, ориентированные на освоение компетентностного опыта Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процессаТехнология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управленииТехнологии уровневой дифференциацииУровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)Технология программированного обученияКоллективный и групповой способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)Компьютерные (новые информационные) технологии обученияПедагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Частнопредметные педагогические технологииТехнология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)Альтернативные технологииВальдорфская педагогика (Р.Штейнер)Технология свободного труда (С.Френе)Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)Технология мастерских Природосообразные технологииПриродосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)Технология саморазвития (М.Монтессори)Технологии развивающего обученияОбщие основы технологий развивающего обученияСистема развивающего обучения Л.В. ЗанковаТехнология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. ДавыдоваСистемы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)Педагогические технологии авторских школМодель «Русская школа»Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)Школа-парк (М.А. Балабан)Агрошкола А.А. КатоликоваШкола Завтрашнего Дня (Д.Ховард) Каталог электронной продукции (общепринятая система) Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы; Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках; Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;Распределение базы данных по отраслям знаний; Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.; Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. Инновационные технологиив образовании при изучении специальных дисциплин Используемые технологииПроблемное обучениеГрупповые способы обучения Исследовательские и проектные методыИгровые технологии: методика деловой игры Новые информационные (компьютерные) технологииЗдоровьесберегающие здоровьеформирующие технологии Проблемное обучение Цель – усвоение не только готовых результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности учащегося и развитие его творческих способностей. Проблемное обучениеВиды:Проблемное изложение;Частично-поисковый (эвристический) метод;Исследовательский метод Исследовательские и проектные методыОсновная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Проблема научно-практической конференции Здоровье родителей – здоровье детей;Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;Проблемы здоровья детей в современном мире;Распространенность острых воздушно-капельных инфекций у детей. Влияние факторов окружающей среды и здорового образа жизни на профилактику инфекционных заболеваний. Групповые способы обученияГруппы формируются для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Цель работы малыми группами:постановка заданий высокого уровня проблемности;предоставление полной самостоятельности в поисковой деятельности. Игровые технологииИгра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несет в себе функции:психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;психотерапевтические, помогая изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность. Деловая игра – диалог между воображаемым пациентом (или его родителями) и воображаемой медсестрой (студентом) на этапе реализации сестринских вмешательств, осуществления ухода за пациентом, создания комфортных условий его пребывания в условиях стационара, выполнения назначений врача Новые информационные (компьютерные) технологииОриентированы на организацию учебного процесса на основе использования современных программных средств, реализующих информирующую, тренажерную, контролирующую, моделирующую и др. функции.Реализация образовательных технологий на основе вариативного использования компьютерных средств является сегодня основным направлением их инновирования (модернизации). Информационно-коммуникационные технологии (компьютерные) Лекции-презентацииЭлектронное учебное пособие Методический материалОрганизация итогового контроля (тестовые задания).Выступления, докладыИнформационно-коммуникационные технологии (компьютерные) Лекции-презентацииЭлектронное учебное пособие Методический материалОрганизация итогового контроля (тестовые задания).Выступления, докладыЛекции-презентации Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологииК ним относят психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровье → сохранение здоровья → здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии Создание благоприятного психологического климата на занятиях - элемент здоровьесбережения: бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В момент наступления утомления и снижения учебной активности - физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.