Презентация по русскому языку на тему Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола


Тема урока: «Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глаголы. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы» Цели урока: 1) обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ;2) развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;3) воспитывать бережное отношение к языку. Движение и его выражение – глагол – является основой языка. А.Н.Толстой Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду Есть речи...У каждого свои волшебные слова.Они как будто ничего не значат.Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –И сердце засмеется и заплачет.Я повторять их не люблю; я берегуИх от себя, нарочно забывая.Они мне встретятся на новом берегу:Они написаны на двери Рая. З. Гиппиус - Какую проблему затрагивает в этих строках поэтесса?- Актуальна ли она сегодня?.- Какова основная мысль этих строк?- Вы можете согласиться с мнением автора? 1. ответственность за результат общения бери на себя;2. не меня обманули, а я дал себя обмануть; 3. не меня спровоцировали, а я позволил себя спровоцировать; 4. не меня разозлили, а я разозлился. Кластер ГЛАГОЛИнфинитив (начальная форма)Постоянные признакиНепостоянные признакивозвратныйневозвратныйпереходныйнепереходныйвидспряжениенаклонениеизъявительноеповелительноесослагательноеродлицочисловремясказуемое Инфинити́в (лат. infinitus — неопределённый) — неопределённая форма глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть. Инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Показателем инфинитива являются суффиксы –ть,(написать, сказать). -ти, -чь(беречь), -сть, -сти (вести) Всегда ли глагол– сказуемое? Определите синтаксическую роль инфинитива:1.У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Жить- Родине служить. 4. Доктора советуют нам закаляться. 5. Зимой мы поедем в горы кататься на лыжах.  1. У каждого всегда есть возможность (какая?)позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. Вредно (что?) . читать .3. Жить – Родине служить. Жить – (что делать?) Родине служить. 4. Доктора советуют нам (что?) закаляться. 5. Зимой мы поедем в горы(зачем?)кататься на лыжах. Вид глагола :Совершенный (что сделать?)-законченное действие;Несовершенный (что делать?)-длительное действие. Проспрягайте глаголы: 1 команда – повторять2 команда – повторить. Разделите глаголы на две группы.Улыбается, моет, моется, купает, купается, учится, смотрит, хохочет, отвечает, веселится, смотрится. Возвратные глаголыимеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс).Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс А)Образуйте новые слова:От глагола заносить взять приставку, от глагола гадать – корень, добавить суффикс -ыва-, от глагола леплю – окончание От глагола облететь взять приставку, от существительного радость-корень, добавить суффикс -ова-, окончание неопределенной формы глагола за-гад-ыва-юоб-рад-ова-ть Суффиксы –ова-, -ева- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1 л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на –ую, -юю.Примеры: беседовать, беседовал – (беседую); танцевать, танцевал – (танцую). Суффиксы –ыва-, -ива- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1 л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на –ываю, -иваю.Примеры: откладывать, откладывал – (откладываю); развеивать, развеивал – (развеиваю Ночь – ночую – ночеватьЭкзамен –Чувство –Формула –Доказательство – По данному образцу образуйте глаголы от существительных : Экзамен –экзаменую - экзаменоватьЧувство –чувствую - чувствоватьФормула –формулирую -формулироватьДоказательство –доказываю - доказывать Фразеологическая минуткаСоедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Держать нос по ветруНе выноси сор из избыРазделать под орехЖар загребать чужими руками – не раскр..вай тайны – раскритик..вать – приспосабл..ваться к обстоятельствам – польз..ваться результатами чужого труда Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствамНе выноси сор из избы– не раскрывай тайныРазделать под орех– раскритиковатьЖар загребать чужими руками – пользоваться результатами чужого труда Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению: В переходных глаголах пишется суффикс –и-, в непереходных - -е-. Примеры:обезлесить (лишить леса) – обезлесеть (лишиться леса);обезводить (лишить воды) – обезводеть (лишиться воды). Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л. Если война продлится, агрессор обезлюдит всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюдеет. 3. Потеря крови обессилила бойца. 4. От потери крови он обессилел. Сложные случаи согласования:1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа.5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих ТЕСТ1 . Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) са­мый многочисленный класс - крестьяне. 2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспечен­ных, известных. 2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы. 2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами. 3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет? 2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей. 4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования. 1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои про­граммы уроки риторики. 2) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса. Ключи: 1. 1-Б, 2-Б ; 2. 1-А, 2-Б; 3.1-А, 2-Б; 4. 1-А, 2-А. Найдите неверный вариант употребления глагола в речи.1.Он до сих пор колебается, ехать ли ему в Москву.2.Он пахает старательно землю.4.Мы уже заслушали эту передачу.5.Куда ты обычно ложишь тетради?6.Мальчик надел куртку и выбежал на улицу.7.Мама постлала постель.8.Он бреется два раза в день. Спасибо! Молодцы!